Сейм Литвы принял к рассмотрению предложение ограничить объем топлива в баках грузовиков, которое можно ввозить из третьих стран, за исключением стран Европейской экономической зоны, без уплаты импортных пошлин. Поправки к Закону об акцизах предложило Министерство финансов.
За внесение соответствующих поправок в закон проголосовали 78 депутатов Сейма, еще семь воздержались.
Если Сейм их примет, новый порядок вступит в силу с 1 июля 2026 года.
«Участились случаи злоупотреблений, когда топливо из стандартных баков грузовых автомобилей, въезжающих из России и Беларуси (до закрытия границы), сливается в Литве», — заявил заместитель министра финансов Литвы Дарюс Садецкас, представляя это предложение.
По его словам, законопроект пока не предполагает установления конкретных размеров ограничений, а лишь создает такую возможность.
По словам Садецкаса, аналогичные ограничения действуют в Польше, Латвии и Финляндии.
Министр финансов Литвы Криступас Вайтекунас заявил, что это может стать частичным решением проблемы ввоза в Литву дизельного топлива из России и Беларуси, которое там продается по значительно более низкой ставке акциза, чем в Литве.
Таможня Литвы подсчитала, что, если из одного грузовика слить в среднем 500 литров топлива, в сутки объем может достичь около ста тысяч литров. Якобы из-за этого Литва может потерять налогов на сумму до 2,2 миллиона евро в месяц, или до 26,5 миллиона евро в год.
Ранее в Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Linava, когда Минфин только озвучил идею установления лимитов на дизель, отметили, что считают подобный шаг «излишней мерой».
«С 200 литрами можно проехать всю Литву, доехать до Польши и заправиться там — это опять же навредит литовским заправкам… Учитывая геополитическую ситуацию, похоже, что это решение геополитическое, а не экономическое», — напомнил генсек Linava Нарунас Раулинайтиc.