Новости

Автор книги про Холокост осветила «темные пятна» литовской истории

Источник изображения: ru.delfi.lt

Литовская писательница Рута Ванагайте, опубликовавшая книгу про Холокост, столкнулась с непониманием широкой литовской общественности. Дело в том, что Ванагайте пишет, что этнические литовцы принимали активное участие в уничтожении евреев на территории Литвы, о чем сегодня не принято говорить вслух.

«Молодые, неграмотные литовцы в трезвом состоянии так прилежно убивали евреев, что в Литву их везли для уничтожения из других стран. В убийствах добровольно участвовали и школьники, а Церковь равнодушно наблюдала за Холокостом – убийцам даже отпускали грехи. Ради чистоты расы и еврейских зубов в Литве уничтожили около 200 000 евреев», - цитирует отрывок из книги Ванагайте «Mūsiškiai» («Наши») портал Delfi.

«Знаю, что Литва не ждала эту книгу. Поэтому и написала ее», - говорит писательница, которая после публикации столкнулась с непониманием даже среди близких людей.

«Мне священник Ричардас Довейка сказал, что у меня перед носом закроются двери.

Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией – родные сказали, что я предаю родственников и являюсь Павликом Морозовым. Несколько друзей вообще отвернулись от меня – сказали, что мне платят евреи, и я предаю Родину», - рассказывает писательница.

Вместе с тем, доктор экономических наук и директор Института европейских исследований Александр Гапоненко считает, что литовскую писательницу, отказавшуюся замалчивать правду о трагедии времен Второй мировой войны, можно считать праведником.

«Прочитал о литовской писательнице Руте Ванагайте, которая осмелилась описать убийства евреев в Литве в годы войны. Две сотни тысяч евреев уничтоженных сельскими малограмотными литовскими парнями. Исключительно за возможность пограбить и развлечения. Немцы их практически не заставляли убивать евреев. За это Рута подверглась остракизму практически всего литовского общества», - написал Гапоненко в своем аккаунте на Facebook.

«Праведник. Может из-за ее трудов Бог и не покарает литовский народ, не изгонит из Литвы на заработки в Европу. Нет, еще надо появиться литовцу, который расскажет об убийствах русских на территории республики», - написал Гапоненко.

Он также выразил надежду на то, что и в Латвии когда-нибудь найдется такой же праведник.

Накануне российский историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей рассказал в интервью порталу Еadaily о попытках латышских властей переписать историю, представив латышей, воевавших в подразделениях СС патриотами и защитниками родины, а лагеря смерти - воспитательно-трудовыми лагерями.

Симиндей сообщил, что в некоторых пропагандистских изданиях «Саласпилсский концлагерь, вслед за нацистской пропагандой, именуется «Расширенной полицейской тюрьмой и воспитательно-трудовым лагерем», а его узники цинично перечисляются в следующем порядке: «участники движения сопротивления, евреи, дезертиры, прогульщики, цыгане и пр.»».

Также, по его словам, до сих пор не предана широкой огласке карательная операция «Зимнее волшебство» («Winterzauber»), проведенная нацистскими преступниками в белорусско-латвийском пограничье в феврале-марте 1943 года.

По словам историка, это была «одна из самых жестоких и кровавых карательных операций нацистов, проводившаяся в основном силами латышских полицейских батальонов и «команды Арайса» (около 4 тысяч карателей) на территории Освейского, Дриссенского, Россонского районов Белоруссии и Себежского района России. Целью карателей было создание вдоль латвийской границы многокилометровой полосы «мертвой земли»: все деревни должны были быть уничтожены, их жители — истреблены или вывезены на принудительные работы».