Экономика Экономика

Еврокомиссия раскритиковала энергетическую стратегию Украины

Источник изображения: 2000.ua
0  

Прожектерство является главной отличительной чертой любой украинской власти. На заре 1990‑х власть имущие планировали наполнять бюджет за счет «золота гетмана Полуботка», сегодня — «репарациями от России». Не менее забавная ситуация с написанием многочисленных «планов реформ», изобилующих горбачевщиной: «углубить, расширить, содействовать». Но если внутри страны, обладая монополией над информационным полем, еще можно скармливать подобные обещания, то зарубежные партнеры куда более ушлые в данных вопросах.

Под руководством «команды реформаторов», имеющих рейтинг на уровне жирности кефира, качество государственного планирования и управления на Украине обвалилось ниже плинтуса. Достаточно взглянуть на «прожекты» государственных бюджетов и первоначально заложенные в них экономические показатели. Словом, чистой воды маниловщина — пожалуй, даже Остап Бендер, обещавший провести международный шахматный турнир в Нью-Васюках, был ближе к реальности.

Украинские власти готовы обещать как собственному народу, так и зарубежным институциям любую чушь, лишь бы подольше продержаться у «корыта» и получить побольше кредитов. Впрочем, европейские партнеры уже не могут закрывать глаза на откровеннейшее очковтирательство киевской клиентелы.

На днях стало известно, что Еврокомиссия (ЕК) «зарубила» проект энергетической стратегии Украины, рассчитанный, ни много ни мало, до 2035 года. Притом что горизонт планирования у киевских временщиков, готовых «эвакуироваться» из Украины с полными сундуками денег в случае мало-мальски серьезных волнений, ограничен даже не плановыми выборами, а традиционным «день простоять да ночь продержаться». Судя по темпам «декоммунизации», совершенно не факт, что на подконтрольной Киеву территории останется хоть какая-то энергетика и промышленность, не говоря уже о том, что само существование Украины на политической карте мира в 2035‑м представляется далеко не очевидным.

Минэнерго УкраиныМинэнерго Украины

Говоря о самом «документе», ЕК обратила внимание на то, что при подготовке стратегии использованы цифры и данные, по которым не предоставлено надлежащее обоснование. В письме ЕК, направленном Минэнерго Украины, сказано, что в проекте проработан только один — оптимистический — сценарий экономического развития с годовым ростом ВВП на уровне 4,3% в последующие 19 лет, что не соответствует практике европейского планирования. Последней же соответствует подготовка, наряду с оптимистическим, реалистического, пессимистического и катастрофического сценариев.

Действительно, ежегодный рост в 4,3% выглядит фантастикой при текущих вводных — превращении в «аграрную сверхдержаву», когда рост валового продукта зависит от несистемных факторов, т. е. климатических условий и размера собранного урожая. Вместе с тем в 2019 году Украине придется отдать чуть ли не весь госбюджет, порядка 18 млрд долларов, в счет погашения накопленных долгов. 

Но даже если согласиться с прогнозом украинских чиновников, то это будет означать лишь возврат к показателям 2013 года, хотя в пересчете на душу населения, ввиду стремительной депопуляции, ВВП будет, конечно же, выше.

Второй аспект, обозначенный ЕК, — отсутствие просчета рисков, связанных с возможным прекращением (резким падением объемов) транзита российского газа после 2019 года. В принципе, виртуализация — отрыв киевской камарильи и ее клевретов от объективной реальности — уже стала притчей во языцех. Точно так же ряд украинских «экспертов» до сих пор убеждает, что строительство моста в Крым — это фейк.

Следующая претензия ЕК — отсутствие информации относительно того, каким образом Украина достигнет 11‑процентной доли производимой электроэнергии из возобновляемых источников к 2020 г. Данную задачу можно выполнить разве что путем суммирования показателей выработки «света» парками солнечных батарей в «оккупированном» Крыму (одними из крупнейших в Европе, чье строительство лоббировалось братьями Клюевыми, близкими соратниками Януковича). Определенный интерес к солнечной энергетике Украины проявляет китайский капитал, также имеются планы строительства солнечных электростанций в Чернобыльской зоне, однако покамест это вилами по воде писано.

Также ЕК обратила внимание на то, что документ не отображает проблемы, связанные с переходом на рыночное ценообразование (читай — экспоненциальный рост тарифов) и отменой перекрестного субсидирования. Здесь всё очевидно: девальвация гривны приводит к удорожанию энергоресурсов для генерирующих компаний, а уровень проплаты населения и бизнеса за потребленные услуги падает. Рано или поздно этот «уроборос» пожрет сам себя. Шутка ли: даже СБУ является одним из наибольших должников «Киевэнерго».

О таких упомянутых европейцами «мелочах», как реинтеграция неподконтрольного Донбасса (где добывают критически необходимый антрацит), кибербезопасность электросетей (тут всегда можно сослаться на вездесущих «русских хакеров») и отсутствие данных по способам снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (всё просто — угробят остатки металлургии и химии), и вовсе упоминать не будем.

Кроме того, в документе нет главного (пускай по этому поводу нет замечаний ЕК) — планов обновления основных фондов энергетики. Износ составляет не менее 83%, а к 2020‑му лишь 3 из 15 энергоблоков АЭС не исчерпают проектный эксплуатационный срок. 

Следовательно, количество техногенных катастроф на Украине в ближайшие годы будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Словом, «энергетическая стратегия Украины» больше напоминает набор пожеланий и студенческий реферат на вольную тему в одном флаконе, чем серьезный документ, являющийся ориентиром для развития отрасли. Подобные документы должны составлять научно-экспертные круги долгие месяцы, если не годы, а не «ваять на коленке» дорвавшиеся до «корыта» вчерашние «смотрящие» за винницкими базарами. С этим «планом» и этими «реформаторами» всё понятно — давайте следующих.

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...