×
Экономика Экономика

Литовские политики ударили санкциями по собственным спонсорам

Источник изображения: plusworld.ru

Затеянная с лёгкой руки литовского руководства война санкций обернулась потерями для традиционных спонсоров основных политических сил Литвы. В условиях проблем местного бизнеса литовские политики в будущих избирательных кампаниях должны будут черпать финансирование из брюссельских дотаций, налогов на содержание СПГ-терминала, «зелёной энергетики» и тому подобных источников, не имеющих никакого отношения к рыночной экономике.

«Снижение железнодорожных грузоперевозок в последнее время определяется не локальными, а геополитическими и макроэкономическими причинами: экономические санкции против России, снижение объёмов международной торговли, кризис на Украине, российский экономический спад, замедление роста в Китае. Всё это почувствовали на себе литовские железные дороги – в 2015 году объёмы железнодорожных перевозок снизились на 1,9% по сравнению с 2014 годом, – утверждается на официальном сайте «Литовских железных дорог», – спад железнодорожных перевозок чувствуется и на западе Литвы. Грузооборот польских железных дорог снизился на 2%. Прибыль PKP Cargo, крупнейшего железнодорожного перевозчика Польши, снизилась на 60% (по сравнению с 2014 годом)».

«Lietuvos geležinkeliai» доказывает, что падение грузооборота железных дорог – это общеевропейская тенденция, приводя негативную статистику по железнодорожным перевозкам из Латвии, России, Белоруссии, Финляндии, Украины и Эстонии. В этих странах падение железнодорожного грузооборота больше (зачастую – намного больше), чем в Литве. Другой вопрос, что далеко не во всех этих странах политическое руководство способствовало возникновению трудностей у собственных перевозчиков в последние два – два с половиной года, как это происходило в Литве. По части вредительской политики по отношению к собственному логистическому бизнесу литовское руководство может солидаризироваться с Латвией, Эстонией и Украиной, но едва ли с Россией, Белоруссией и Финляндией.

Падение доходов железной дороги стало прямым следствием лоббирования санкционных мер литовским правительством в Евросоюзе, введённого в ответ на санкции российского продовольственного эмбарго и спровоцированного всем этим кризиса в российской экономике.

Но, помимо очевидного, многократно обсуждавшегося в последние годы вреда действий Вильнюса для простых граждан и экономики Литвы, есть ещё один щекотливый момент влияния санкций и контрсанкций на литовский внутриполитический расклад. Геополитическое мессианство литовского руководства со «сдерживанием России», «экспортом демократии», внутренним алармизмом и военной истерикой бьёт по крупному литовскому бизнесу, в том числе по спонсорам основных политических сил.

Самый очевидный пример – та же государственная компания АО «Литовские железные дороги», генеральный директор которой Стасис Дайлидка входит в правление возглавляющей правительство Социал-демократической партии Литвы. Сейчас официальный сайт «Lietuvos geležinkeliai» заявляет, что проблемы компании с грузоперевозками вызваны геополитикой, антироссийскими санкциями и украинским кризисом. Но разве возникновение этих проблем не было предсказуемо, когда однопартиец Дайлидки министр иностранных дел от социал-демократов Линас Линкявичюс провоцировал затяжной конфликт России, Украины и Евросоюза, называя «геополитической игрой» на отрыв Украины от России переговоры об ассоциации Украины с ЕС?

Столь же очевидный пример – литовский продовольственный сектор: собственники практически целиком попавшей под российское эмбарго молочной промышленности долгие годы были спонсорами литовских консерваторов, ожесточённее всех в Литве добивавшихся введения санкций против России и разрыва с ней любых отношений, включая торгово-экономические.

Если не ограничиваться одной войной санкций и посмотреть на литовскую внешнюю политику более широко, то обнаружится, что действия политического руководства Литвы долгие годы идут вразрез с интересами местного бизнеса, включая тот бизнес, который связан с правящими политиками и выступает их спонсором. Несколько лет до председательства Литвы в ЕС и Вильнюсского саммита, когда ещё можно было это делать, литовские ритейлеры добивались создания зоны малого приграничного движения с Калининградской областью, прося президентуру и правительство открыть калининградским покупателям хотя бы Клайпеду. Многие годы президентура и правительство эти просьбы игнорировали, пока антироссийская истерия с ожиданием в Клайпеде «зелёных человечков» и повышенным вниманием ДГБ к «путинской пятой колонне в Литве» не свела робкие лоббистские попытки на нет сама собой.

Но примечательно, что среди лоббистов малого приграничного движения был, например, владеющий сетью супермаркетов «Maxima» холдинг Vilniaus prekyba, считавшийся несколько лет назад чуть ли не генеральным спонсором социал-демократов. Что же получается: устраивать монопольные сговоры и задирать цены в «Максимах» так, что литовцы стали затовариваться в Польше, правительство Буткявичюса своему спонсору позволяло, а расширять бизнес за счёт покупателей из Калининградской области – ни-ни?

Другой пример. В последние месяцы литовские политики выдают какую-то совершенно иррациональную реакцию на строительство Островецкой АЭС в Белоруссии. Самую иррациональную реакцию из всех литовских политиков традиционно выдают «ландсбергисты». Между тем, аффилированный с «Союзом Отечества – Христианскими демократами Литвы» бизнес широко представлен в компании Inter RAO Lietuva, обеспечивающей Литву электричеством. Достаточно сказать, что 29% акций Inter RAO держит широко известный в узких кругах Йонас Гарбаравичюс из Каунаса, считающийся «кассиром» партии консерваторов. Неужели семейству Гарбаравичюсов, сделавшему состояние на импорте электроэнергии в Литву, вовсе не интересны те перспективы, которые открывает белорусская АЭС?

А если партия семейства Ландсбергисов так отчаянно стремится сорвать строительство атомной станции в Белоруссии, игнорируя интересы своих «кассиров», как она уже проигнорировала интересы спонсоров от молочной промышленности, то откуда консерваторы в будущем намерены доставать деньги на выборы?

Возможный ответ на этот вопрос заключается в том, что вместо реальной рыночной экономики литовские политики в будущем намерены извлекать основной доход из таких вещей, которые с нормальной функционирующей экономикой никак не связаны.

Из дотаций Брюсселя, составляющих 20% литовского ВВП. Из не имеющих никакого отношения к экономике инфраструктурных проектов вроде клайпедского СПГ-терминала, железной дороги Rail Baltica или «зелёной энергетики», о которых литовские официальные лица честно говорят, что проекты эти политические и связаны они не с бизнес-планом и прибылью, а с громкими идеологическими вещами – «обретением энергетической независимости» и «включением Литвы в европейскую транспортную сеть». Но если проекты не экономические, а идеологические, то это не значит, что социал-демократы или консерваторы не смогут заработать на них денег: под эти проекты можно запросить европейское финансирование (Rail Baltica) или обложить косвенными налогами собственное население (СПГ-терминал).

Ещё можно будет очень хорошо заработать на милитаризации Прибалтики и превращении Литвы в плацдарм НАТО. Литовским властям так или иначе что-то обломится от многомиллиардного бюджета, запрошенного в Вашингтоне на проект милитаризации Восточной Европы Европейским командованием Вооружённых сил США.

Разумеется, от внимания политического руководства Литвы к неэкономическим средствам извлечения прибыли в ущерб экономическим в Литве будет становиться всё меньше экономики, а вслед за экономикой неминуемо будет исчезать и население. Но для правящего класса Литвы так только выгоднее.

Эффективная экономика и многочисленное население создали бы в Литве основу для полноценной политической конкуренции, и истеблишмент в лице возглавляющих правительство социал-демократов и контролирующих президента Грибаускайте консерваторов мог бы потерять власть.

А пока экономика Литвы умирает, население уезжает, а главными ресурсами прихода к власти становятся дотации Еврокомиссии и связи в Вашингтоне и Брюсселе, литовской правящей верхушке волноваться нечего: деньгами она всегда будет обеспечена, а у власти будет находиться вечно.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров