×
Экономика Экономика

Латвийская налоговая система — худшая в Прибалтике

Источник изображения: business-ideal.ru

У жителей Латвии нет мотивации платить налоги. Бремя поборов для них выше, чем в Эстонии или Литве. При этом латвийцы не видят, на что государство разбазаривает треть их зарплаты. Повысить наполняемость бюджета в подобных условиях — неподъемная задача. Будущее пенсионной системы прибалтийской республики под большим вопросом.

У жителей Латвии нет мотивации платить налоги, латвийцы не уверены в завтрашнем дне, сообщила замруководителя Латвийского совета по строительству Байба Фромане в эфире радио Baltkom. «Это тот вопрос, который правительство должно решить. Эта проблема очевидна, особенно с работниками, потому что не только предприниматели не хотят платить налоги. Я даже думаю, что латвийцы хотели бы платить налоги и, как говорится, спать спокойно, но многие просто не видят в этом смысла. […] Так во всех отраслях, не только в строительстве», — сказала Фромане.

Байба ФроманеБайба Фромане

Наиболее благоприятной налоговой политикой в отношении рабочей силы среди Прибалтийских республик может похвастаться Эстония. Низкие доходы после недавних реформ выгоднее всего стало иметь в Литве. 

Латвия же остается лидером региона по тяжести налогового бремени. При зарплате в 500 евро (без зарегистрированных иждивенцев) после уплаты налогов в кармане латвийского работяги осядет лишь 358,4 евро.

У его литовского собрата — 417,5 евро, эстонского — 422,0 евро. В среднем на 15% больше.

Эстония и Литва делают всё возможное, чтобы сделать свои налоговые системы более привлекательными для привлечения инвестиций, рассказывает руководитель Союза свободных профсоюзов Латвии Эгил Балдзенс. «Наши предприятия уходят к соседям. Многие латвийские компании просто регистрируются в Валке (город на границе с Эстонией — прим. RuBaltic.Ru)», — сетует эксперт.

Эгил БалдзенсЭгил Балдзенс

Сама по себе высокая налоговая нагрузка не является главной проблемой. Скандинавы ведь платят, в «серую зону» не лезут, не разбегаются из своих стран. 

Жители Латвии, в отличие от их северных соседей, просто не видят, на что уходит треть заработной платы. Складывается ощущение, что деньги улетают в трубу.

С системой здравоохранения беда: врачи бастуют, требуют прибавки; учителя республики недовольны реформой оплаты их труда; пособия, мероприятия по снижению риска безработицы — вся «социалка» остается хронически недофинансированной. Поборы при этом растут, государство начинает сражаться с льготным режимом для микропредприятий. Латвийский бизнес проигрывает своим прибалтийским соседям в конкурентной борьбе. «Очень плохо» — так оценивают налоговую политику Латвии 24% предпринимателей, еще 48% — «скорее плохо», и только 0,2% респондентов считают ее хорошей. Нежелание государства облегчить налоговое бремя на рабочую силу подстегивает эмиграцию.

Все эти процессы бьют по пенсионной системе прибалтийской республики. Смиритесь уже — пенсий не будет, предупреждает соотечественников латвийский инвестбанкир Гирт Рунгайнис. «Против статистики нет никаких других аргументов — тех, кто выйдет на рынок труда через 15–20 лет, будет настолько меньше, что они просто не смогут обеспечить нашу старость. И надеяться на то, что мы запустим сюда дикарей и они оплатят нашу старость, — эта теория рассчитана на идиотов», — эмоционально рассуждает эксперт. Выход из ситуации простой: рожать больше детей, покупать недвижимость или другие активы, которые можно реализовать в пенсионном возрасте, говорит инвестиционный банкир, рекомендуя «надеяться только на себя, а не верить сказкам».

Гирт РунгайнисГирт Рунгайнис

В Латвии проживает менее 2 млн человек, лишь 575 тыс. из которых работают в частном секторе, иными словами, пополняют казну. 

В настоящее время в стране насчитывается 570 тыс. пенсионеров, к 2040 году их число вырастет до 830 тыс. Количество работающих к этому времени сократится еще на 30%. Будущее пенсионного обеспечения действительно находится под большим вопросом.

«Если продолжать ту налоговую политику, которая есть сейчас, — это тупик для социального бюджета в том числе. И тогда я верю, что банкир Рунгайнис, утверждающий, что пенсий у нас не будет, абсолютно прав. Прорыв нам нужен срочно, чтобы за 20 лет успеть сделать задел для будущих поколений, которых, по демографическим показателям, будет меньше. Причем прорыв нужен мощный, как при Сталинграде, иначе до Берлина мы не дойдем», — комментирует страшные цифры статистики руководитель Союза свободных профсоюзов Латвии Эгил Балдзенс.

Но какой нужен «прорыв», что еще можно сделать, чтобы пополнить бюджет? Прогрессивный налог, за который так активно ратуют представители левого фланга, не работает при теневой экономике. В Латвии доля «серого» сектора колеблется на уровне 25%. Прогрессивное налогообложение только нанесет удар по крупным предприятиям, которые пока платят зарплаты открыто, ничего не скрывают. 

У представителей мелкого бизнеса, и так работающих на полулегальном положении, такие реформы отобьют даже мысли выйти из «тени». Ресурс повышения налоговой ставки в Латвии давно исчерпан. Опять же, не Скандинавия.

Наиболее здравомыслящим в этой ситуации всё-таки оказывается инвестбанкир Рунгайнис: «Надейтесь только на себя, а не верьте сказкам».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров