×
Экономика Экономика

Куда приводят мечты: если российский бизнес уйдет из Прибалтики…

Источник изображения: http://www.fotokanal.com

Латышские националисты предлагают запретить въезд в Латвию владельцам крупнейших российских компаний, платящих налоги в латвийский бюджет. Это уже не первая такая инициатива ультраправых, причем от латышей не отстают и Литва с Эстонией. Представим, что мечты балтийских политиков сбылись: Россия отгородилась от Прибалтики каменной стеной, российский бизнес из региона ушел…

На Россию приходится 9,8% торгового оборота Латвии – третье место после Эстонии и Литвы. Россия обеспечивает 80% грузооборота латвийской железной дороги – не будет «этой страны», заржавеет и развалится железная дорога. В Россию или из России идет большинство грузов Рижского и Вентспилсского портов – если российский бизнес откажется от сотрудничества, то сколько работы останется у портовиков? А российский бизнес запросто может отказаться: все предпосылки есть. Латвия монополистом по части услуг перевалки грузов не является, а теперь еще и местные националисты предлагают запретить въезд руководителям крупных российских компаний, инвестирующих в латвийскую экономику.

В частности, персонами нон-грата предлагается объявить гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко и владельца «Уралхим» (и латвийского филиала компании – Uralchem) Дмитрия Мазепина.

«Увеличение оборонного бюджета Латвии – это только один из шагов по укреплению государственной безопасности. Необходимо также дополнить список «персон нон-грата» – лиц, которым будет запрещен въезд на территорию Латвии», – поясняет свою идею депутат Сейма от ВЛ/ОС-ДННЛ Имант Парадниекс. Понятно, что это всё предвыборная риторика. Понятно, что это тот самый Имант Парадниекс, на воротах частного детского садика которого недавно повесили надпись «свободно от евреев», а сам ветеран ежегодных шествий латышского легиона СС 16 марта был в свое время уличен в просмотре порно сайтов с депутатского ноутбука. Но такие маргиналы в Латвии являются системными – входят в правящую коалицию и правительство, а последняя инициатива Парадниекса полностью укладывается в тренд предвыборной кампании, которую проводит и главная правящая партия – «Единство».

Тем более, в прошлом году Национальное объединение уже предлагало ограничить и ужесточить программу получения вида на жительство в Латвии в обмен на инвестиции, чтобы не допустить «экономической реоккупации» Латвии. Год от года в Нацблоке и сближающимся с ним по взглядам «Единстве» возрождается идея запретить «Новую волну» в Юрмале: тамошняя вульгарная попса является «мягкой силой» России, направленной против латышской идентичности. До кучи надо еще запретить российский туризм в Латвию – понятно же, что кроме шпионов, диверсантов и прочих «зеленых человечков» на Старую Ригу, Юрмалу и Сигулду никто смотреть не поедет.

Допустим, что в предвыборном запале всё это стало реальностью. Что дальше? Рынок недвижимости в Латвии встал, отели, гостиницы и рестораны простаивают без клиентов, едва открывшееся производство остановилось, едва появившиеся вакансии отменены.

Ведь в том числе российский бизнес сейчас создает в Латвии предприятия и рабочие места, которые были последовательно ликвидированы после распада СССР, вступления страны в ЕС и последующего экономического кризиса.

К примеру, российский «Уралхим», главе которого теперь предлагают запретить въезд в Латвию, в конце прошлого года открыл новый терминал по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений в Рижском морском порту. Общий объем инвестиций в проект составил более 60 млн. евро. Другой «экономический реоккупант» – «Уралвагонзавод» – с прошлого года строит в Елгаве вагоностроительный завод, символизирующий возрождение в Латвии целой отрасли машиностроения – производство грузовых вагонов. На полную мощность вагоностроительный завод начнёт работать в начале 2015 года. На нём будут производить железнодорожные вагоны, а также осуществлять их ремонт и обслуживание. На производстве намечено строить до 2000 различных грузовых вагонов в год и достичь оборота примерно в 100 миллионов евро. Первоначально на заводе «UVZ Baltija» будет создано порядка 200 рабочих мест.

Помимо этих «экономических реоккупантов», сейчас возрождающих в Латвии промышленность, есть еще «реоккупанты», которые дают Латвии налоги и рабочие места давно и стабильно. Есть российская компания «Северсталь», владеющая сталелитейным заводом Severstaļlat. Есть российские клиенты латвийских банков. Есть, наконец, российские потребители, покупающие шпроты, бальзам и шоколад Laima. В Бельгии почему-то шоколад Laima не покупают. Куда тогда девать нереализованные партии товара, если не будет восточного рынка сбыта? Российских клиентов, российских туристов?

В соседней Литве уже успели ощутить в полной мере разрыв бизнес-контактов с Россией. Крупнейшее литовское предприятие – Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод – фактический банкрот. Единственный в странах Балтии производитель азотных удобрений – компания Achema – объявила о частичной приостановке производства из-за высоких цен на российский газ. К этому добавляются регулярные проблемы с грузопотоком у Клайпедского порта, проблемы у железной дороги и автоперевозчиков, обвинения последних «пятой колонной» со стороны литовских консерваторов: мол, они зарабатывают деньги на контактах русскими, значит, сплошь завербованы и в любой момент будут готовы Родину продать…

Россия – это главный партнер литовской экономики, которая дает каждое третье рабочее место в стране, и главный же враг литовских политиков. Прогнозируемый ущерб от разрыва деловых связей Литвы с Россией – около 11 млрд евро. Это больше, чем годовой бюджет Литвы по расходам (31 млрд литов, т.е. 9 млрд евро) или по доходам (30 млрд литов). Это гибель для литовской экономики.

Литовская правящая элита своей авантюристской внешней политикой и истерическими заявлениями фактически ведет свою страну по лезвию ножа. Для нового кризиса в стране будет достаточно сворачивания российских инвестиционных программ, потому что Lifosa принадлежит «Еврохиму», Autobagi получило заказ «Камаза» на сборку и продажу до 1,5 тыс. грузовиков в год, Agrokoncernas продает сельхозтехнику Ростсельмаша, российский Polair владеет заводом Снайге и так далее. А если после очередного призыва президента Грибаускайте с требованием вроде скинуть на Россию атомную бомбу Россия объявит бойкот литовской пищевой продукции, куда её тогда девать? Новые, европейские рынки литовским производителям обещают уже четверть века – так никто их на эти новые рынки до сих пор и не пустил.

Но прибалтийских политиков несет в их антироссийском задоре, и о последствиях своих действий они уже не думают. «Мы не можем слепо верить в то, что зависимость от поставок газа лишь с одного направления не повлечет для нас отрицательных последствий. Кроме того, все страны должны задуматься о том, насколько безопасно поддерживать бизнес-контакты с теми, кто имеет иные представления о миропорядке», – заявил в интервью немецкому «Шпигелю» новый премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас. Может быть, политики в странах Балтии должны, наконец, задуматься о том, насколько небезопасно для их стран разрывать эти бизнес-контакты?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров