×
Экономика Экономика

Европейский союз не может обеспечить экономическое развитие периферии

Источник изображения: http://sputnik.kg/

Европейский союз продолжает находиться в поисках утраченного роста. Свежие экономические прогнозы Еврокомиссии между тем снова говорят о стагнации. Не только страны европейского ядра, но и периферия погружена в летаргический сон, а процесс сближения новоевропейцев с наиболее экономически развитыми членами Союза сегодня практически остановился. Становится всё более очевидным: европейский проект оказался неспособен выполнить свою ключевую задачу – выровнять уровень развития регионов.

Экономические вызовы продолжают тестировать на прочность Европейский союз. Разрыв торговых отношений с Россией, миграционный кризис, внутренние противоречия бьют по карману рядовых европейцев. В мае Еврокомиссия в очередной раз скорректировала прогнозы развития экономики. Рост экономики еврозоны в 2016-м и 2017 годах ожидается на уровне 1,6% и 1,7%. На 0,1% ниже февральских оценок. Рост цен в еврозоне, по новым прогнозам, в текущем году составит 0,2% (предыдущие ожидания – 0,5%). На европейском горизонте снова маячат перспективы дефляции. Это означает, что ожидать снижения безработицы на периферии ЕС не приходится: экономика Евросоюза впадает в летаргический сон. Стимулировать деловую активность снижением процентных ставок при этом не представляется возможным: в марте ЕЦБ уже понизил базовую ставку до нуля. Ставка по депозитам и вовсе снизилась до минус 0,4%, продолжив свой путь в отрицательную зону. На 0,3% были повышены прогнозы по дефициту бюджета.

«Глобальный контекст менее благоприятен, чем ранее. Будущий рост будет всё больше зависеть от возможностей, которые мы создаём для себя. Это означает активизацию наших структурных реформ, направленных на решение долгосрочных проблем, таких как высокий уровень государственного и частного долга, уязвимость в финансовом секторе, снижение конкурентоспособности. Решительные меры политики по реформированию и модернизации наших экономик являются единственным способом обеспечения сильного и устойчивого роста, большего количества рабочих мест и хороших социальных условий для наших граждан», – успокоительной мантрой звучат слова Валдиса Домбровскиса, архитектора латвийской success story, а ныне вице-президента Еврокомиссии и комиссара по вопросам евро и социального диалога.

Уже в бюджете на 2016 год Брюссель был вынужден уменьшить количество средств на содержание периферии. Новые вызовы потребовали дополнительных денег. Ассигнования программ «экономической, социальной и территориальной сплочённости», призванных подтягивать депрессивные регионы ЕС, были урезаны на 4%. А ведь дотации в рамках европейской политики сплочения в период с 2007-го по 2013 год обеспечивали ежегодный рост экономики Латвии в среднем на 2,1%, Литвы – на 1,7%.

Финансовые инъекции Брюсселя, по сути, стали основным движителем экономического развития Прибалтики в посткризисные годы.

Но сегодня страны Балтии находятся в общеевропейском тренде. Свежие оценки Еврокомиссии понизили прогнозы роста экономики Латвии в этом году с 3,1% до 2,8%, Эстонии – с 2,0% до 1,9%, Литвы – с 2,9% до 2,8%. Подобные показатели не дают оснований говорить о каком-либо существенном опережающем росте некогда «балтийских тигров». Рассказы вице-президента Еврокомиссии Домбровскиса о том, что Латвия приблизится к среднему уровню ЕС к 2050 году – что тоже не скоро, – остаются сказкой для бедных.

Почасовая заработная плата в Латвии остаётся в четыре раза ниже средней по ЕС. Покупательная способность прибалтов достигает лишь половины от среднеевропейского уровня. Такая же неблагоприятная ситуация наблюдается в сфере социального обеспечения: пенсии, пособия, материнский капитал недосягаемо далеки от показателей развитых стран Европы.

Такая неравномерность развития определяется самой природой европейского проекта. Его колониальным характером.

Насильственная деиндустриализация периферийных стран ЕС лишила их шанса конкурировать с локомотивами Союза. Пока брюссельский центр ещё поддерживает свои окраины, расплачиваясь ростом бюджетного дефицита. Открещивается от заложенного в ЕС внутреннего колониализма. Возможности такой поддержки, однако, далеко не безграничны.

Кроме того, дотационные вливания из центра снижают общую эффективность экономики Евросоюза, ведут к дальнейшему свёртыванию производства. Выплаты Брюсселя фермерам превращают периферийных аграриев в «сельскохозяйственных рантье». Пропасть между центром и окраинами растёт, а мифы Домбровскиса об опережающем развитии рассеиваются на глазах.

Сегодняшний кризис европейского проекта и судорожные поиски утраченного роста евробюрократами связаны с таким явлением, как «институциональная ловушка», – неэффективной устойчивой нормой, имеющей самоподдерживающийся характер. Возможности отказаться или пересмотреть политику дотаций с каждым годом сужаются, ведь подобное решение повлечёт за собой формирование огромных «территорий нищеты», грозит социальными взрывами и нестабильностью. При этом устойчивость ЕС как раз базируется на сохранении высокого уровня жизни населения. Апеллировать к периферии в этой ситуации бесполезно: европейские окраины – заложники ситуации. Решение в кардинальной внутренней перестройке Евросоюза. В смене формата европейского политического проекта.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров