×
Экономика Экономика

Новая топливная реальность: Россия и Беларусь трансформируют газовую отрасль

Источник изображения: morvesti.ru

Сегодня Россия, которая является одним из крупнейших поставщиков голубого топлива в мире, перестраивает свою логистику и переориентируется на новые рынки. Беларусь собирается вложить средства и технологии в программу по газификации регионов РФ и активизировала сотрудничество с российскими государственными корпорациями. Кроме того, республика намерена принять участие в проекте по строительству завода СПГ в Мурманске, а также связанного с ним газопровода Волхов — Мурманск.

Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой заявил: «Премьер-министр Беларуси Роман Головченко обсуждал поставки различных комплектующих для СПГ-проектов с руководством "Новатэка". Сейчас корпорация прислала перечень из 3000 базовых критичных позиций, где белорусы в рамках своих компетенций могли бы взаимодействовать. Если получится — это абсолютно новая сфера».

Кроме того, дипломат подчеркнул, что «с учетом переориентации объемов поставок с внешнего рынка, в первую очередь Западной Европы, в Азию, строительства газопроводов "Сила Сибири", "Сила Сибири — 2" обновлена большая программа "Газпрома" по газификации России. Бывая в российских регионах, я вижу, что эти планы очень амбициозные. Встал вопрос технологического выполнения: трубы, инфраструктура, информационные и аналитические системы. И нам есть что предложить».

Сотрудничество России и Беларуси в газовой сфере — важнейшее звено в деле обеспечения энергетической безопасности Союзного государства. Оно позволяет использовать передовые российские и белорусские технологические достижения в интересах обеих стран.

Долгое время отношения в данной области между Москвой и Минском вращались вокруг вопросов транзита российского газа через территорию республики, контроля над местной газотранспортной системой, а также цен на голубое топливо для белорусских потребителей.

Стоит напомнить, что через Беларусь проходит важный экспортный газопровод «Ямал — Европа». При этом газотранспортная инфраструктура страны в настоящее время принадлежит российскому «Газпрому» (через дочернее предприятие «Газпром Трансгаз Беларусь», бывший «Белтрансгаз»).

Сотрудничество Москвы и Минска в углеводородной сфере развивалось далеко не безоблачно. Основной болевой точкой всегда была стоимость газа для Беларуси. Республика требовала «союзного дисконта», предполагавшего переход на внутрироссийские цены, что не устраивало «Газпром».

Сегодня цена голубого топлива для Беларуси остается ниже рыночной.

С 1 января 2025 года должен заработать единый рынок нефти и газа ЕАЭС, в рамках которого все спорные моменты между Москвой и Минском в этой области будут окончательно сняты.

Долгое время Беларусь позиционировала себя в качестве страны — транзитера российских углеводородов в Европу. В республике была проложена система экспортных нефтепроводов «Дружба». Что касается газа, то его прокачка осуществлялась в основном через Украину.

В 1999 году через территорию Беларуси был запущен газопровод «Ямал — Европа» как раз с целью снижения зависимости от газотранспортной инфраструктуры Украины. Его проектная мощность составляла 33 млрд кубометров газа в год. Предполагалось также строительство второй ветки, однако уже к 2014 году стало ясно, что эта инициатива так и останется на бумаге по политическим причинам.

ЕС традиционно саботировал российские газотранспортные проекты в обход Украины и стремился поддерживать зависимость Москвы от недружественного украинского транзита.

В марте 2022 года из-за позиции Евросоюза «встала» и первая ветка «Ямал — Европа». Прокачка российского газа через Беларусь была прекращена. В целом стало очевидным, что ставка на продажу углеводородов в Европу была ошибкой, а политические риски неизмеримо выше, чем получаемая прибыль.

Сегодня Россия, которая остается одним из крупнейших поставщиков голубого топлива в мире, перестраивает свою логистику и переориентируется на новые рынки. Кроме того, существенно возрастает роль внутреннего потребления. Ситуация, когда российский газ шел на экспорт, но при этом целые регионы самой РФ оставались негазифицированными, вызывала справедливое возмущение и становилась мишенью для критики.

Для Беларуси новая геоэкономическая ситуация также имеет важные последствия.

С одной стороны, остается неизменным главное — российский газ по-прежнему является наиболее доступным и недорогим энергоносителем. Минск, сохраняя и развивая союзнические отношения с Москвой, избавлен от необходимости искать топливо за тридевять земель и выстраивать хитроумные и дорогостоящие логистические схемы.

В то же время очевидно, что Беларусь утратила свои позиции в качестве страны-транзитера. Потеря поставок углеводородов в Европу — долговременная реальность: рассчитывать на то, что ЕС одумается и вернется к прежней схеме нефтегазовых отношений, не приходится. Кроме того, опыт последних лет наглядно показал, что Брюссель — очень капризный и непредсказуемый партнер, для которого политические и идеологические мотивы зачастую важнее экономического сотрудничества.

Выходом из сложившейся ситуации для Беларуси может быть участие в новых газотранспортных проектах, которые разворачивает Россия, о чем и говорил Крутой.

Наиболее перспективным с этой точки зрения действительно является белорусское участие в строительстве завода СПГ в Мурманске и связанной с ним сопутствующей инфраструктуры.

В ближайшие годы Россия намерена нарастить свою долю на мировом рынке сжиженного природного газа до 15%. Это вполне оправданно, учитывая, что нитки трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2» были взорваны, а выход на другие рынки так или иначе потребует освоение технологий СПГ.

Для Беларуси это шанс встроиться в новые производственные и технологические цепочки в качестве полноправного участника.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Западные санкции ускорили создание единой транспортной системы России и Беларуси
2 декабря 2023
Развитие единой транспортной инфраструктуры — залог успешности любого интеграционного объединения. Союзное государство России и Беларуси не является исключением. Эта задача приобрела особенную актуальность в условиях геополитической конфронтации с Западом, когда укрепление внутренних логистических связей стало однозначным приоритетом. И на этом направлении уже есть заметные достижения.
Россия вернулась в число главных экспортеров зерна в Евросоюз
2 декабря 2023
Россия впервые за полтора года вошла в пятерку крупнейших поставщиков зерна в Евросоюз. Такие данные приводит Евростат.
В Молдове протестующих фермеров пригласили на встречу с президентом
4 декабря 2023
Президент Молдовы Майя Санду пригласила протестующих аграриев встретиться и обсудить их проблемы и требования. Об этом сообщает пресс-служба ассоциации «Сила фермеров».
Фермеры Молдовы привезли навоз на центральную площадь Кишинева
5 декабря 2023
В Молдове протестующие аграрии привезли на центральную площадь Кишинева мешки с навозом, сено, виноград и зерно. Об этом сообщает пресс-служба ассоциации «Сила фермеров».
Новости партнёров