Перелеты чиновников продолжают влетать латвийским налогоплательщикам в копеечку. После скандала вокруг чартеров экс-премьера Кришьяниса Кариньша, местные «слуги народа» отказались от частных рейсов, но и перемещаться вместе с обычными людьми все равно не желают. Десятки тысяч евро из государственного бюджета улетают на бизнес-класс для министров. Тем временем, официальная Рига планирует экономить на образовании, медицине, культуре и содержании дорог.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня, руководитель бюро премьера Иева Зиберга, директор Госканцелярии Райвис Кронбергс, советники премьера, консультанты, юристы и другие сотрудники Госканцелярии «налетали» за три месяца примерно на сумму в 75 тысяч евро. Чиновники побывали за это время в 20 заграничных командировках.
Силиня, например, ездила за рубеж восемь раз, причем в семи случаях перемещалась бизнес-классом.
Визит главы правительства с шестью спутниками в Объединенные Арабские Эмираты на World Government Summit 2025 обошелся бюджету в 10 тысяч евро. А посещение ею неформального заседания ЕС в Брюсселе — 1 152 евро. В Берлин, Париж, Мюнхен глава правительства также летала бизнес-классом.
Директор Госканцелярии Райвис Кронбергс объяснил такой порядок перемещения чиновников постановлением Кабинета министров № 969 «Порядок возмещения расходов, связанных с командировками». Согласно этому нормативному акту, любой каприз членов кабмина в рамках решения внешнеполитических и внутриполитических задач должен компенсироваться из государственных средств — и перелёты бизнес-классом в том числе. А в исключительных случаях «слуги народа» могут позволить себе и «специальные услуги воздушных транспортных средств».
Справедливости ради нужно признать — нынешний состав правительства все же ведет себя чуть скромнее, чем бывший премьер и глава МИД Кришьянис Кариньш. Тот потратил за частные рейсы для себя любимого из госбюджета 600 тысяч евро. Оправдывал такой подход он… заботой об Украине.
«Это сделано так, чтобы минимальное время было использовано в дороге и максимально можно было посвятить работе дома, в международных делах и какое-то минимальное время на физическое восстановление, ибо эту нагрузку физически нелегко выдержать. С 2022 года я очень тяжело вкладывал свое время, убеждая других европейских лидеров, что нам нужно поддерживать Украину и надо посылать ей оружие, надо открывать ей путь как в Евросоюз, так и в НАТО», — прокомментировал свои перелеты Кариньш.
При этом, он сделал наивный вид, и заявил, что его ввели в заблуждение нерадивые помощники, которым он всецело доверял. По словам экс-главы правительства, он даже представить не мог, что частные перелеты могут стоить так дорого.
«Я, как любой премьер, конечно, полагаюсь на компетентность людей вокруг меня. Любой премьер очень изолирован. Сейчас я это особенно чувствую, потому что теперь уже не так изолирован», — активно изображал раскаянье чиновник.
В итоге, на фоне скандала Кариньш ушел в отставку (на тот момент он уже был министром иностранных дел), а генпрокуратура возбудила по факту «золотых» перелетов уголовное дело о растрате государственных средств. Чем оно закончится — пока непонятно.
На самолетные «шалости» Кариньш и Силини можно было бы смотреть сквозь пальцы, если бы обычные граждане Латвии сами катались как сыр в масле. Но ситуация в республике, объективно, не очень радужная. Правительство пытается экономить буквально на всем.
Так, в бюджете здравоохранения на следующий год не хватает, по разным подсчетам, от 500 до 650 миллионов евро.
«Улучшения нужны, но, если нет дополнительных денег – что мы можем улучшить?», — констатировал на днях глава Минздрава Хосам Абум Мери.
Министерство сообщения собирается сократить финансирование ремонта государственных и муниципальных дорог. И это при том, что почти половина местных дорог в республике уже находится в плохом или очень плохом состоянии. А, значит, проблемы будут множиться в геометрической прогрессии. Ведь «убитые» дороги — это рост затрат на обслуживание автомобилей и логистику в целом. В конечном итоге, это все ляжет на плечи обычных граждан.
Министерство образования и науки собирается из соображений экономии ввести обязательное обучение детей с шести лет. Под нож официальная Рига хочет также отправить дотации культурным учреждениям.
При этом, власти стремятся взять под максимальный контроль деньги в карманах своих сограждан.
Служба госдоходов будет получать у финансовых учреждений данные о внесении наличных денег физлицами и предприятиями, начиная с суммы в 750 евро, а также о снятии наличных — от 1 500 евро.
«Расчеты экспертов показывают, что примерно три миллиона евро в год мы могли бы дополнительно собрать в виде налогов, если бы контролировали этот наличный денежный оборот», — объяснил происходящее генеральный директор СГД Байба Шмите-Роке.
Тем временем, латвийские средства массовой информации распространяют рекомендации по экономии средств для обычных граждан. Журналисты советуют заранее составлять списки покупок, употреблять куриные ножки и крылышки вместо «дорогих» мясных продуктов, создавать дома запасы круп и отказываться от «импульсивных» приобретений.
Видимо, всех этих мер не хватает. Так как официальная Рига недавно заняла еще миллиард евро.
Текущий год страна закончит с долгом в 48% от валового внутреннего продукта.
Но латвийские чиновники все равно летают бизнес-классом и выделяют колоссальные суммы на военные нужды. На этом фоне нет ничего удивительного в том, что только 1% граждан страны считают, что латвийские политики выполняют все свои обещания.



