×
Экономика Экономика

Мэр Резекне: Латгалии необходимо лишь справедливое отношение Центра

Источник изображения: din.lv

Латгалия для Латвии является особым районом. С одной стороны, в регионе особенно велика доля русскоязычного населения, с другой – экономика Латгалии испытывает серьезные сложности, которые усугубляются невниманием к этим проблемам со стороны руководства страны. О неиспользованных ресурсах и нерешенных проблемах Латгалии портал RuBaltic.Ru побеседовал с главой Резекне, одного из крупнейших городов района, Александром БАРТАШЕВИЧЕМ:

- Г-н Барташевич, Латгалия и Резекне район достаточно депрессивный, отсюда уехало очень много людей в своё время. Удалось ли остановить этот отток?

- Мы стараемся отойти от термина депрессивный район, так как депрессия – это характеристика в первую очередь мироощущения человека. На самом деле мы готовы развиваться, мы готовы осваивать деньги, мы готовы принимать инвесторов, мы готовы делать всё, чтобы даже не вспоминалось, что Латгалия, возможно, депрессивный район. По большей части мы рассчитываем на поддержку государства, но стратегия заключается в том, что в первую очередь нужно надеяться на себя и тогда будет успех, и результат.

- Насколько реален приток инвестиций для поднятия экономики региона?

- Если мы говорим о реализации наших инвестиционных планов до 2014 г., то можно сказать, что мы реализовали их на 95%, и это дает нам основание думать, что все планы, которые мы написали на следующий период - это период до 2020 года – мы тоже сможем реализовать. Если на первый взгляд это кажется нереальным, если где-то мы видим, что какой-то из наших планов или проектов не имеет финансирования, то опираясь на предыдущий опыт мы понимаем, что реализация проекта зависит от нашей активности, от того насколько мы будем не отступать от реализации своей цели. Многие из этих целей подразумевают участие инвесторов, частного капитала.

- Насколько Вам помогают европейские фонды после вступление в ЕС?

- Да, времени уже достаточно много прошло. Мы недавно отметили 10 лет с момента членства в ЕС. Конечно, помощь есть и, формируя свой бюджет, мы закладываем до 30-40% европейского финансирования для реализации проектов, которые связанны с развитием инфраструктуры. И поддержку ЕС мы четко понимаем, может быть, не всегда нас устраивают правила освоения средств, потому что они достаточно жесткие, вплоть до ощущения неразумности.

Хотелось бы, чтобы в новый период планирования эти правила писались, учитывая ожидания и нужды самоуправлений в том числе. Об этом у нас идет дискуссия с латвийскими министерствами, а у них соответственно идет дискуссия с Европейской комиссией, которая принимает окончательное решение.

И понятно, что мы, как и в предыдущие 7 лет, очень рассчитываем на европейскую поддержку, но она не панацея.

Очень многое зависит от того, куда мы направим средства, и насколько мы будем добиваться результата.

- Реализация инвестиционных планов, о которых Вы говорили, позволил в итоге сократить отток населения?

- Сейчас отток стабилизировался, я бы так мог сказать, потому что образовался и встречный поток. Есть люди, которые, будучи иммигрантами, возвращаются, у таких людей психология меняется, что будет способствовать интенсификации нашего труда - люди готовы работать больше, готовы работать как в Европе, это происходит. Иначе нам сложно будет конкурировать с производствами Европы, Америки и Китая. Мы должны быть конкурентоспособными, вот это ощущение конкурентоспособности дает нам возможность поработать за границей, вернуться и основать свой бизнес или работать наемным работником, но по-европейски.

- Вы являетесь представителем Центра Согласия, которая здесь правящая, а на национальном уровне единственная оппозиционная политическая сила. Создает ли это какие-то проблемы в работе с правительством - проблемы в диалоге региона и центра?

- Это условно можно назвать проблемами, поскольку в Резекне недавно привели такую статистику: мы, если рассчитывать правительственные дотации на регион, значительно отстаем по сравнению с другими самоуправлениями, которые не являются латгальскими. Иногда эта разница может быть в разы, то есть в два три раза мы можем получать меньше дотаций на регион, чем другие.

Это, конечно, негативная тенденция, потому что концепция развития – это, прежде всего, развитие регионов. Не концентрация в Риге всех средств и инвестиций, а всё-таки упор должен делаться на развитие регионов.

Рига самодостаточно развивается, и Рига тоже самоуправление, где главную скрипку играет представитель Центра Согласия, поэтому у нас существует определенная связь с Ригой. Мы всегда очень активно делимся опытом. Мы не требуем особого отношения, мы хотим, чтобы это отношение было справедливым. Я думаю, что это достижимо, потому что наша партия представлена и в парламенте достаточно серьезно, это крупнейшая фракция латвийского парламента. Мы очень рассчитываем, что ближайшие выборы пройдут успешно для нашей партии. В конце концов, мы можем реально говорить о коалиции, о присутствии в правительстве. И это, конечно, позволит Латгалии получить то внимание, которого мы сейчас не имеем, в том числе и финансирование.

- Вы упомянули о коалиции, обсуждаются ли сейчас в партии какие-либо потенциальные кандидаты на коалицию с Центром Согласия?

- Кандидаты такие есть, но они не очень сильно афишируют такие возможности. И я думаю, что это правильно, потому что мы должны сначала получить результат, а потом уже договариваться о коалиции, о сотрудничестве с той или иной партией. Партии понимают, что давление, оказываемое на Центр Согласия как на лидера предвыборных гонок, сказывается и на популярности сотрудничающих с нами партий. Сначала мы идем отдельно, а потом уже рассматриваем возможности кооперации для того, чтобы получить максимальный результат в данных условиях.

- Вы сказали о несправедливом распределении средств, но представители министерства регионального развития часто говорят о том, что необходимо развивать Латгалию в приоритетном порядке. То есть получается, что на словах одно, а по факту оказывается не совсем так?

- Вот почему я и говорю, что времена меняются, и мы все-таки рассчитываем на справедливое распределение. Господин Спруджс (министр регионального развития в 2011-2013 гг. – прим. RuBaltic.Ru) провел распределение европейских средств, с которого город Резекне получил достаточно солидную сумму, порядка 5 млн евро, на развитие региона в рамках развития Латгалии. Мы эти деньги во многие нужные проекты вложили, практически они уже освоены. В следующий период к 2020 году мы получим специальное финансирование на всю Латгалию - 52 млн. евро.

Естественно, среди приоритетов на этот период у нас остается поддержка предпринимательской деятельности и совершенствование инфраструктуры, связанной с индустрией. Так что внимание оказывается. Когда я говорил о статистике, я включал туда не только европейские деньги, но и правительственные дотации. Правда, в этих дотациях серьезные различия между регионами. Если по европейским деньгам мы более или менее идем одинаково, то правительственные дотации уходят в другие регионы.

- Если о европейской поддержке: не является ли европейская опека палкой о двух концах? С одной стороны, мы видим, например, красивые новые здания в городе, а с другой стороны, Европа не всегда поддерживает развитие промышленности. В чем обратная сторона европейской политики для Латгалии?

- Проблема в том, что Европа очень большое образование, а Европейская комиссия очень далеко от Латгалии находится. И в Европе существует большое количество стран, которые по своему развитию сильно отличаются. Если мы говорим о Латгалии, то наш уровень доходов три раза меньше средних доходов по Европе, и ВНП в тех же пропорциях отличается. Конечно, это подразумевает то, что у нас могут быть различные приоритеты в развитии: если мы только начинаем развитие, то в Европе многие наши проблемы уже решены, но деньги выделяются с таким расчетом, будто мы находимся на том же уровне, что и развитые районы ЕС. Поэтому не всегда планы Европейской комиссии совпадают с нашими нуждами – в этом главная проблема.

Не проблема, что мало средств выделяется на поддержку предпринимательской деятельности, проблема в том, что эта поддержка оказывается, не принимая во внимание особенностей Латгалии. Поэтому основная часть денег по рекомендации Европейской комиссии направлена на поддержку предпринимательства, на развитие инфраструктуры. С одной стороны, это радует, с другой – остаются нераскрытые вопросы в самоуправлениях, которые можно было решить.

Например, мы считаем, что было бы эффективно инвестировать в туризм, в гостиницы, но пока это не разрешается.

ЕС с другого ракурса видит эти проблемы. Я думаю, что это все решаемо путем коммуникации, мы ездим в Еврокомиссию, разговариваем так и стараемся, чтобы соглашения, подписываемые Латвией с ЕС, учитывали интересы таких маленьких регионов, как Резекне.

- Насколько развито приграничное сотрудничество региона Латгалия и города Резекне с приграничными регионами России?

- Сотрудничество идет очень активное. Буквально на прошлой неделе у нас был визит губернатора Новгородской области Сергея Митина. Там тоже считают Латгалию достойным партнером. У нас заключены договора и с Себежем, и с Псковом (я имею в виду только Резекне). У нас много друзей, и большая часть городов-партнеров находится именно в России.

- Как это сказывается на инвестиционном сотрудничестве?

- Инвестиционное сотрудничество можно характеризовать такой цифрой: более половины инвестиций в Псков идет из Латгалии.

Латгальские бизнесмены инвестируют в российскую экономику. Мы в городе Резекне наблюдаем, что вложения в городскую индустрию идут из России, т.е. этот обмен очень серьезный.

Кооперация достаточно глубокая, потому что у нас много производителей, экспортирующих в Россию свою продукцию. Всё происходит, на мой взгляд, достойно. Я считаю, что это должно развиваться и дальше, и ни в коем случае не должно быть остановлено. Тем более у нас все факторы для развития есть: мы географически близко находимся и ментально друг друга понимаем. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров