×
Экономика Экономика

После Украины Польша и Прибалтика приобщат к «евроинтеграции» Беларусь?

Источник изображения: http://www.euromag.ru

Крупный белорусский предприниматель Алексий Олексин откроет в Латвии совместное белорусско-латвийское производство по переработке рыбы, причем часть денег на строительство новой фабрики будет получена из фондов ЕС. Этот случай — показательный пример того, как белорусский бизнес выходит на рынки балтийских стран вопреки действующим санкциям. Накануне осенних президентских выборов снова становится актуальной дилемма между политической блокадой официального Минска и необходимостью развивать внешнеэкономические связи Белоруссии с соседями — странами ЕС. Помощь в разрешении этого противоречия могут предложить страны Балтии и Польша, но платой за их услуги, как обычно, станет требование смены внешней политики Минска.

Казус бизнесмена Олексина раздули оппозиционные белорусские СМИ. Их особо возмутило двурушничество европейских союзников, которые официально по-прежнему не пускают к себе на порог президента Лукашенко и его ближайшее окружение, а неофициально сквозь пальцы смотрят на то, как крупный бизнес, близкий к «последнему диктатору Европы» свободно инвестирует в экономики стран ЕС, уворачиваясь при этом от введенных против Белоруссии санкций. Что еще возмутительнее — при софинансировании белорусских проектов из фондов ЕС.

Алексей Олексин в Латвии владеет группой компанией Mamas D, ранее принадлежавшей близкому к президенту Белоруссии предпринимателю Юрию Чижу. В 2012 году Юрий Чиж, как представитель ближнего круга Лукашенко, угодил под санкции и, чтобы дальше управлять зарубежными активами, продал бизнес в Латвии своему бывшему менеджеру Олексину. Который, к слову, тоже близок к белорусскому президенту, однако под санкции все же не попадает.

Поэтому теперь белорусский бизнес через Олексина расширяет свое присутствие в соседних странах ЕС. В Литве на жену и сына Олексина записана нефтяная компания Neonafta, занимающаяся торговлей нефтепродуктами. Раньше Neonafta работала так же в Латвии и Эстонии, но теперь осталось только представительство в Клайпеде. В Латвии у белорусского предпринимателя несколько предприятий пищевой промышленности: в прошлом году финансовую поддержку ЕС получила пивоварня Олексина в Даугавпилсе, а теперь Евросоюз выделит 1,5 миллионов евро для строительства новой технологической линии белорусско-латвийского рыбоперерабатывающего завода.

На основании этих фактов белорусская оппозиция подозревает Европу в «зраде» их совместной борьбы за демократизацию Беларуси: мол, не могут не знать о связях белорусского бизнеса с «кровавым режимом», видят, что режим санкций нарушается, но вместо того, чтобы прекратить «безобразие», только стимулируют приход белорусских инвестиций.

Стало быть, в ЕС снова хотят договориться с «диктатором Лукашенко», «кинув» своих верных прозападных союзников из числа инакомыслящих, как это почти произошло в 2009-2010 годах. Такой вывод делают белорусские диссиденты. Серьезных оснований так думать у них нет: президент США Барак Обама продлил 10 июня действие санкций против официального Минска, который, по мнению Белого Дома, создает «необычайную и экстраординарную опасность для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов». Менять курс по отношению к Белоруссии Западу, вроде бы, поздно: до выборов президента республики остается чуть более 3 месяцев (они намечены на 11 октября).

Однако прозападная оппозиция все равно ищет и находит измену. Например, на встрече депутатов Европарламента с представителями оппозиционных партий в Минске последние поставили в вину Евросоюзу отказ от дальнейшего финансирования телеканала «Белсат» — польского государственного ТВ, созданного в 2007 году по инициативе МИД Польши для борьбы с «белорусской пропагандой». До последнего времени именно польский государственный телеканал «Белсат» являлся главным информационным ресурсом белорусской оппозиции. «Отказ в поддержке телеканала «Белсат» говорит о том, что в Еврокомиссии как-то очень странно воспринимают ситуацию в Белоруссии и то, какие проекты нужно поддерживать», — заявил депутатам Европарламента глава Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько.

Гражданство брюссельских функционеров, занимающихся белорусским направлением, не менее характерно, чем создание для Белоруссии оппозиционных СМИ. Делегацию Европарламента по связям с Белоруссией возглавляет поляк Богдан Здроевский («Гражданская платформа»), в наибольшем количестве в делегации представлены, опять же, граждане Польши, а также литовский поляк Вальдемар Томашевский (Избирательная Акция поляков Литвы). Последнее явно связано с белорусскими поляками, проживающими на западе страны в тройном приграничье Польши, Белоруссии и Литвы. Кроме того, присутствуют два европарламентария от Латвии: Сандра Калниете («Единство») и Андрей Мамыкин («Согласие»).

То есть наибольший интерес к внутренней политической жизни Белоруссии проявляют три соседние страны ЕС, входящие в проамериканскую «буферную зону» от России и уже неоднократно пытавшиеся «демократизировать» Минск с целью его дальнейшего вступления на путь европейской интеграции и для выполнения своих геополитических задач.

При этом особых ресурсов и возможностей для выполнения своих целей в Белоруссии у этих стран нет. Связи с западными и северными соседями у Белоруссии на удивление мало развиты. Даже экономические связи. Половина белорусского экспорта и две трети импорта в Республику Беларусь приходится на страны СНГ, тогда как Польша занимает 7 место в структуре белорусского экспорта и 5 место в структуре белорусского импорта. Литва соответственно — 8 и 16 места.

Со стороны Белоруссии с соседями в основном контактируют государственные компании: представительства «Белтрансгаза», «Белинвестбанка», «Белаза», «Белнефтехима», «Белорусской железной дороги» и тому подобных. Приоритетные отрасли в отношениях и с Польшей, и с Прибалтикой — энергетика, нефтепродукты, химическая промышленность и удобрения, транзит. В меньшей степени — сельскохозяйственная продукция, машиностроение, деревообработка. То есть со стороны соседей партнерами Минска чаще оказываются крупные государственные (или тесно связанные с государством) компании: Lietuvos geležinkeliai, Клайпедский порт и прочие.

Если для Польши последние несколько лет антироссийская в общем и в частностях внешняя политика удивительным образом сочетается с прагматическим курсом на выстраивание внешнеэкономических связей с той же Россией, а так же Белоруссией, то Латвия и особенно Литва давно доказали, что готовы пожертвовать хоть всей своей экономикой ради выполнения поставленных перед ними геополитических задач.

Однако в попытках убеждения властей Белоруссии встать на украинский путь евроинтеграции и «демократизации», которые могут снова активизироваться в канун президентских выборов, те же литовцы могут задействовать и экономические аргументы.

В этом смысле белорусские оппозиционеры нервничают не зря.

Несмотря на сегодняшние трудности в белорусской экономике, потенциал для развития у нее сохраняется. Поэтому Литве или Латвии можно в очередной раз предложить быть посредниками в Брюсселе в деле снятия санкций, инициировать совместные инвестиционные проекты. К вящей выгоде президента Лукашенко и его команды.

Главная проблема прибалтийской дипломатии сейчас в том, что президент Лукашенко и его команда свою выгоду просчитывать действительно умеют, думают о ней и, что самое главное, эта их выгода совпадает с интересами Республики Беларусь. Поэтому вероятнее всего следующий сценарий: когда в Минске сравнят выгоды и издержки от украинского пути «балтизации» Белоруссии, предполагаемые посредники из Вильнюса и Риги будут посланы... в Брюссель.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров