×
Экономика Экономика

Святая слепота: жители Прибалтики перестали замечать коррупцию?

Источник изображения: http://pasmi.ru

Одна из крупнейших аудиторских фирм в мире «Ernst&Young» представила результаты исследования, свидетельствующие, что коррупция и мошенничество в странах Прибалтики ощущаются всё меньше. При этом доклады других организаций демонстрируют, что масштабы взяточничества в Латвии и Литве по-прежнему находятся на уровне стран третьего мира. Смогли ли прибалтийские республики действительно встать на путь истребления коррупционной заразы и что на самом деле показывает доклад «Ernst&Young»?

Прибалтика побеждает коррупцию

В рамках исследования «E&Y», проходившего с декабря 2014 по январь 2015 года в 38 странах, было проведено 3800 анонимных интервью с работниками крупных компаний, в ходе которых у респондентов интересовались, насколько сильно они ощущают наличие коррупции в собственных государствах. Удивительно, но прибалтийские республики, где практика «дать на лапу» традиционно считается одной из главных проблем общественного и экономического развития, показали очень оптимистичные результаты. Всего лишь 55% латвийских респондентов согласились с тем, что взяточничество имеет широкое распространение, в результате чего Латвия заняла 19 место по восприятию коррупции среди граждан. Двумя строчками ниже расположилась Литва, где 45% считают практику решения вопросов за деньги в обход законодательной процедуры весьма распространённой. Лучшие показатели по восприятию коррупции среди «прибалтийских сестёр» по результатам исследования продемонстрировала разместившаяся на 32 месте Эстония, где лишь 21% респондентов сообщил, что считает мздоимство частым явлением, тогда как в среднем среди 38 исследуемых стран этот показатель составляет 51%.

По данным исследования, прибалтийские республики также демонстрируют крайне высокий уровень прозрачности отчётности крупных предприятий. Так, в Латвии и Литве лишь 4% и 5% работников соответственно слышали о том, что их компания манипулирует документацией с финансовыми показателями. В Эстонии о махинациях с данными в своих компаниях осведомлены 10% респондентов. По результатам исследования, прибалтийские республики входят в десятку стран с наиболее прозрачным документооборотом в коммерческом секторе: Латвия — 2 место, Литва — 4, Эстония — 7. В свою очередь, в странах Центральной Европы этот показатель составляет 34%.

При этом менее половины опрошенных литовцев, эстонцев и латвийцев слышали о каких-либо механизмах защиты от махинаций в их компаниях, тогда как среди 38 исследуемых государств этот показатель составляет 50%.

В целом данные оценки «E&Y» рисуют излишне благоприятную и несколько неправдоподобную картину для стран, где тема борьбы с мздоимством является топовой в повестке дня любой политической силы.

Хотелось бы верить, что менеджмент крупных компаний в Латвии — самый честный среди всех государств-членов ЕС, но вот другие исследования говорят об обратном.

Всё-таки нет

Для сверки оптимистических данных «E&Y» с реальностью обратимся к результатам мониторинга неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и мониторингу уровня коррупции «Transparency International».

В соответствии с исследованием «Мировой барометр коррупции 2013», представляющим собой опрос общественного мнения по теме мздоимства, большинство опрошенных респондентов в Литве и Эстонии считают, что за последние два года уровень взяточничества несколько вырос. В свою очередь, латвийцы убеждены, что коррупция сохранилась в масштабах предыдущих годов.

По данным «Барометра» Литва демонстрирует наиболее высокие показатели среди прибалтийских республик по уровню восприятия взяточничества населением. 78% опрошенных считают коррумпированными политические партии, 89% — государственных служащих, 80% — сейм, 79% — суды. Более половины респондентов также уверены в коррумпированности бизнеса и медиа. При этом большинство литовцев убеждено, что обычные люди не способны повлиять на снижение уровня коррупции.

Transparency-International.jpg

Любопытен также личный опыт столкновения жителей Прибалтики с мздоимством. Так, в 2012 году 19% латвийцев и 26% литовцев собственноручно участвовали в даче взятки, что ставит эти страны по уровню коррумпированности населения в один ряд с Турцией, Венесуэлой, Сербией, Парагваем, Румынией, Суданом, Ираком и Косово. Лишь в Эстонии этот показатель равняется 6%, что соответствует уровню развитых стран.

В прошлом году был опубликован первый отчёт о коррупции в ЕС, данные которого также существенно разнятся с позитивными оценками «E&Y».

По его результатам 65% эстонцев, 83% латвийцев и 95% литовцев (что является самым высоким показателем в Евросоюзе) считают, что мздоимство в их странах распространено.

Однако у политических элит Литвы находится своё объяснение столь высокому показателю взяточничества в их стране.

Ирена Дегутене («СО – ЛХД»), спикер сейма Литвы в 2009 — 2012 гг.:

«Во времена оккупации никто не говорил и не писал о коррупции и взяточничестве, но все об этом знали. Это были как будто сами собой разумеющиеся вещи, и этот менталитет, видимо, остался и в наши дни уже в нашем независимом государстве».

Не остаются в стороне от проблемы коррупции и заокеанские партнёры прибалтийских государств. Так, в ежегодном обращении Госдепартамента США на тему соблюдения прав человека в разных странах мира отмечалось, что самой большой проблемой в Латвии является именно коррупция. Госдепартамент сообщал, что взяточничество в этой стране распространено на всех уровнях, а власть не использует в достаточной мере предоставленные законом возможности для борьбы с ним.

При этом латвийские борцы с казнокрадством не теряют оптимизма и, как и их литовские коллеги, объясняют практику дачи взяток менталитетом.

Юта Стрике, экс-заместитель начальника латвийского Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК):

«Через десять лет уровень коррупции в Латвии снизится, поскольку понимание об этом явлении возрастает. Много лет были слышны высказывания людей, что коррупция способствует экономике и с ней не надо бороться. Сейчас мы прошли далеко вперёд, и важно с этого пути не свернуть».

«Юрмалгейт», восемь пачек пельменей и «рыбная афера»

Для понимания масштабов взяточничества в Прибалтике не лишним будет вспомнить некоторые громкие дела последних лет, что поможет ответить на вопрос, действительно ли Латвия, Литва и Эстония смогли искоренить коррупционную заразу и свести её распространение до европейского уровня, как это показывает «E&Y»?

Наиболее резонансным коррупционным скандалом в Латвии стало дело о незаконных энергопоставках на предприятии «Latvenergo». После двух с половиной лет со дня возбуждения уголовного процесса обвинения были предъявлены лишь малой части лиц из 17, подозревавшихся первоначально. В рамках дела «Latvenergo» фигурировал наибольший объём взяток — 8 млн. евро, в участии в коррупционных схемах подозревались в том числе и эстонские компании.

Эрик Калнмейерс, генеральный прокурор Латвии:

«Это крупное разветвлённое дело — как большая паутина. Это самое крупное и сложное уголовное дело за всю историю существования БПБК».

В 2005 году в Латвии было проведено первое открытое дело о политической коррупции — «Юрмалгейт». Тогда депутату Юрмальской думы Илмару Анчансу была передана взятка в размере 20 тыс. евро за голосование в пользу кандидата в мэры города Юриса Хлевицкиса — единственного фигуранта, получившего в итоге реальный срок. Ряд подозреваемых по этому делу до сих пор находится в розыске. Чаще всего подозрения в коррупции падают на Рижскую думу. За последнее десятилетие вокруг столичного муниципалитета произошло порядка 20 коррупционных скандалов.

В латвийской практике мздоимства неоднократно случались и достаточно курьёзные случаи. Так, в 2004 году владелец фирмы по торговле медикаментами Владимир Лабазников предлагал сотрудникам БПБК денежную взятку за то, что они не станут проверять предпринимателя. Дополнительно Лабазников передал им 8 пачек пельменей, а также обещал платить по тысяче латов ежемесячно. Суд наказал взяточника 2 годами тюремного заключения.

file33497041_6f3246c3.jpg
В свою очередь, лидером среди прибалтийских республик по политической коррупции по праву является Литва.

Во взяточничестве обвинялся вице-министр здравоохранения Артурас Скика («Союз либералов и центра»), министр экономики Дайнюс Крейвис («СО – ЛХД»), направлявший выделенные Евросоюзом деньги своим предприятиям, а также «отец литовского лита» Ромуальдас Високавичюс за участие в «рыбной афере» — попытке присвоить 8,8 млн. долларов, поступивших из фондов ЕС. В 2008 году из-за обвинений в коррупции подал в отставку спикер литовского сейма Викторас Мунтянас («Партия труда»).

Юта Стрике вместо электронного правительства

Крупные эпизоды взяточничества в странах Прибалтики, получившие общественный резонанс, связаны главным образом с политическими кругами или деятельностью государственных компаний. Недаром именно эти сферы по результатам исследования «Мировой барометр коррупции» воспринимаются жителями Латвии, Эстонии и Литвы как наиболее коррупционноёмкие.

Несмотря на оптимистичную оценку «E&Y», комплексный анализ докладов по мониторингу уровня коррупции свидетельствует о том, что масштабы взяточничества в прибалтийских республиках по-прежнему далеки от показателей развитых государств и находятся на уровне стран третьего мира. Положительное исключение представляет Эстония, сумевшая построить достаточно эффективную модель электронного правительства, которая позволила значительно снизить риски коррупции. К сожалению, остальные страны Прибалтики пока не спешат перенимать этот положительный опыт, продолжая оставаться по уровню восприимчивости коррупции в одном ряду с Коста-Рикой, Руандой и Сейшельскими островами, пока Эстония медленно, но верно движется в пул развитых государств. При этом именно Латвия и Литва берутся учить Украину евроинтеграции и антикоррупционной борьбе.

81044_ORIGINAL_1294224966.jpg.jpg

Так, литовец Айварс Абромавичус, назначенный министром экономического развития и торговли Украины, саботировал все попытки своего советника, эстонской подданной Яники Мерило, начать введение электронного правительства на Украине. Собственно, зачем Киеву положительный эстонский опыт снижения уровня взяточничества, когда Латвия уже пообещала отправить на помощь своего кризис-менеджера по вопросам мздоимства — экс-заместителя главы БПБК Юту Стрике, охарактеризованную бывшим начальником как «исполнительница заказных дел и участница контроля контрабандных коридоров». Ведь пока есть исследования «E&Y» и «истории успеха» Домбровскиса, государства, не сумевшие справиться с коррупцией, будут учить другие страны своему опыту.

При всей своей оторванности от действительности, оценка «Ernst&Young» всё же имеет одну важную деталь при сопоставлении её с другими докладами: если практика взяточничества не ощущается работниками крупного бизнеса, но общество по-прежнему считает мздоимство распространённым явлением, значит, коррупционная зараза сконцентрирована в институтах власти и государственном секторе.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров