×
Экономика Экономика

«Минск» мертв, но не похоронен: Киев отключил электроэнергию Луганску

Источник изображения: evpatoriya.today

Начало 2017 года ознаменовалось новым витком конфронтации на Донбассе. Сперва эскалация боевых действий с эпицентром под Авдеевкой, а затем «патриотическая» блокада, легитимизированная впоследствии Совбезом Украины, засвидетельствовала, что Минские соглашения мертвы. Правда, официально их хоронить не будет ни одна из сторон.

Блокада Донбасса набирает обороты: с 25 апреля киевские власти прекратили электроснабжение неподконтрольной части Луганской области. Официальная формулировка — задолженность Луганского энергетического объединения (ЛЭО) перед госкомпанией «Энергорынок» в размере 5,2 млрд гривен (около 200 млн долларов), половина из которых приходится на неподконтрольную территорию.

Луганск и окрестности без электроэнергии не остались — регион был запитан с территории России.

Правда, как сообщают очевидцы, покамест в некоторых районах Луганска напряжение в сети составляет 180–190 вольт вместо нормативных 220. Многие луганчане предпочитают пока не подключать сложные бытовые приборы, которые могут сгореть при перепадах напряжения.

Следуя логике киевских чиновников, от энергоснабжения должны быть отключены чуть ли не все области страны. По состоянию на февраль 2017 г. задолженность населения Украины за электроэнергию составляет 3,3 млрд гривен, за газоснабжение — 6,4 млрд, за централизованное отопление и горячее водоснабжение — 11,9 млрд. Притом за 2016 год размер задолженности увеличился вдвое.

К середине марта 2017 г. суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ и прямых промышленных потребителей перед газовым монополистом НАК «Нафтогаз Украины» составляет 33,2 млрд грн.

Причины очевидны: резкий рост тарифов для населения, коммунальных предприятий и промышленных потребителей.
Здание НАК «Нафтогаз Украины»
Здание НАК «Нафтогаз Украины»

Напомним, что «команда реформаторов» подняла тарифы на природный газ для населения в 8 раз, а на электроэнергию — в 4–6 раз в зависимости от объемов потребления. Рано или поздно долговой «уроборос» пожрет сам себя.

В общем-то понятно, что задолженность ЛЭО лишь повод, а не причина отключения. Равно как сомнительна версия о том, что отключение является следствием дефицита угля на подконтрольных Киеву ТЭС (хотя 5 ТЭС действительно остановлены). Причины, скорее всего, лежат в политической плоскости.

С конца 2016 года Порошенко, решая внутриполитические задачи, последовательно трансформируется в наиболее воинственного «ястреба», расширяя конфликтное поле с нелояльной частью собственного народа, Донбассом и РФ. Потому прекращение большинства связей с Донбассом было вопросом лишь времени, а не принципа. От окончательного разрыва удерживает лишь взаимозависимость ряда территорий Донбасса (подконтрольных и неподконтрольных Киеву) в части электро- и водоснабжения.

На сегодняшний день конфликт в Донбассе имеет постановочный характер — в том значении, что киевские власти продолжают его не ради публично заявленных задач, а с целью личного обогащения, микширования катастрофической социально-экономической ситуации в стране и сдерживания праворадикальных элементов. 
Петр Порошенко
Петр Порошенко

Следовательно, реинтеграция мятежного региона на основе Минских соглашений для киевских властей словно кость в горле: чем меньше связей останется между Донбассом и «материковой» Украиной, тем лучше для «майданного» режима. Возвращение Донбасса станет тем фактором неопределенности, который с высокой долей вероятности разрушит и без того трещащий по швам политический баланс: начиная с того, что в электоральное поле Украины возвратятся 2–2,5 млн нелояльных избирателей, заканчивая расширением пространства войны за истощающиеся ресурсы на всю территорию Украины (ведь для десоциализированных участников т. н. АТО, коих насчитывается порядка 200 тысяч, оружие является орудием труда и средством производства).

То, как киевские власти собираются «реинтегрировать» Донбасс, «выполняя» положения Минских соглашений, сказано в докладе под названием «Временное прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей: оценки, последствия, решения», подготовленном Национальным институтом стратегических исследований под руководством Владимира Горбулина, советника Порошенко. 

Среди ключевых предложений… принятие в Раде закона об «оккупированных территориях», переход к визовому режиму с РФ (отдельная «благодарность» от работающих в РФ украинцев), ужесточение антироссийских санкций (в т. ч. ужесточение ответственности, вплоть до уголовной, юридических и физических лиц за нарушение санкционного режима).
Владимир Горбулин
Владимир Горбулин

Примерно такими категориями мыслят сегодняшние украинские власти, для которых конфликт в Донбассе, складывается впечатление, не более чем компьютерная стратегия.

Ну а энергетические проблемы Украины собираются решать за счет достройки блоков Хмельницкой АЭС (на какие средства?) и расширения эксплуатации ядерного топлива компании Westinghouse (пребывающей на грани банкротства). Очередная маниловщина киевских «стратегов». Хотя зачем в принципе «аграрной сверхдержаве» значительные энергетические мощности?

Рискнем сделать прогноз: после обрыва практически всех связей с Донбассом украинские «верхи» изменят свою риторику: мол, Донбасс нам не нужен, кто хотел, тот выехал на подконтрольную Киеву территорию, там остались лишь террористы-сепаратисты и их пособники. Остается уповать лишь на международное давление, которое будет способно заставить «майданные» власти выполнить обязательства, взятые ими на себя в феврале 2015 г. в Минске.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров