×
Экономика Экономика

Передел энергетического рынка Литвы

Источник изображения: http://fedpress.ru

Президент Литвы Д. Грибаускайте в этом месяце провела встречу с новым председателем Государственной комиссии по регулированию цен и энергетическому контролю (ГКРЦЭК) Ингой Жилене для обсуждения вопросов усиления контроля над энергетическим рынком. Диалог президента с председателем комиссии больше походил на массированную артподготовку к масштабному наступлению на наследие бывшего мэра Вильнюса А. Зуокаса, который проиграл недавние выборы. И это не случайно, если учитывать, что в Литве приближается передел энергетического рынка.

Предприниматель Зуокас, руководивший столицей в общей сложности более 10 лет, настолько прочно утвердился в сознании жителей в качестве неотъемлемого символа (городское теплоснабжение осуществляется подконтрольным ему концерном «Ikor»), что стал вызывать стойкую неприязнь у главы государства, которая даже провозгласила одним из своих приоритетов борьбу с олигархами. Что только ни предпринимала г-жа Грибаускайте для дискредитации инициатив, а также самого имиджа градоначальника: срывала проекты по строительству современных мусороперерабатывающих заводов (на привлечённые А. Зуокасом иностранные инвестиции), обвиняла в манипулировании ценами на отопление и т. д. Накануне выборов и вовсе сравнивала его с «российским “Газпромом”, высасывающим деньги из граждан Литвы», называла «агентом Кремля», призывая голосовать против него.

Очевидно, что уход А. Зуокоса обострит борьбу за контроль над поставщиками городского отопления.

В ближайшее время стоит ждать громких коррупционных дел о «непрозрачности» в отношении городского самоуправления, где сидят верные бывшему мэру люди, которых уволить будет сложно, практически невозможно, так как местное законодательство писалось под себя.

Вообще рынок электроэнергетики Литвы имеет многострадальную историю формирования. Присоединение Литвы к ЕС в 2004 г. предопределило вектор развития электроэнергетического рынка на ближайшие десятилетия. Отказ от энергетического суверенитета в обмен на европейскую интеграцию превратил страну из экспортёра электроэнергии в ее импортёра. В 2009 г. была закрыта Игналинская АЭС, вырабатывавшая 70% всей необходимой электроэнергии. Страна полностью стала энергетически зависимой от РФ в рамках долгосрочных контрактов на поставки электричества и газа.

Сегодня, в силу незавершённости интеграционных процессов, электроэнергетический рынок Литвы имеет статус «энергетического оазиса». Прокладка подводного литовско-шведского электрического кабельного соединения «NordBalt» (конец 2015 г.) обеспечит интеграцию прибалтийского контура в единую скандинавскую энергосистему, таким образом завершив формирование единого прибалтийского рынка электроэнергии с североевропейской биржей «Nord Pool Spot» (NPS).

Политика литовских властей любой ценой добиться «энергетической безопасности» от РФ существенным образом дестабилизирует переходный электроэнергетический рынок страны. Поспешное решение об отключении от единой советской электрической системы BRELL (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), контролируемой Москвой, последующие шаги в этом направлении (отказ от прямых контрактов на поставку электроэнергии «Интер РАО», закрывающей 25% от общего потребляемого объёма страны), привели к резкому росту цен для конечных потребителей.

В этой связи литовские власти даже были вынуждены признать поспешным соглашение между операторами энергетических систем прибалтийских стран, которое обязывало РФ напрямую торговать электроэнергией с NPS. Вильнюс вернулся к практике квот на прямые поставки электроэнергии из РФ.

В Литве вся собственная генерация электроэнергии является убыточной. Государство вынуждено регулировать свой рынок через квотирование необходимых объёмов производства электроэнергии, субсидирование, а также тарификацию.

Запущенный с помпой президентом Д. Грибаускайте в 2012 г. для снижения зависимости от российского импорта электроэнергии флагман литовской электроэнергетики – новый современный газотурбинный энергоблок (370 млн. евро) мощностью 450 МВт (25% общей потребности) на литовской электростанции в Электренай оказался нерентабельным. Для субсидирования его работы создан специальный фонд в размере 300 млн. евро из ежегодных отчислений тарифицируемой конечной стоимости электроэнергии, которую платят все потребители. В 2014 г. литовские власти установили блоку квоту в 0,7 ТВт (2013 г. - 1,4 ТВт). Парадокс заключается в том, что чем выше стоимость кВт для потребителя, тем лучше для энергоблока, так как меньше требуется средств из специального фонда для его обслуживания. Вся эта экономика никак не вяжется с требованием главы государства снижать стоимость электроэнергии для потребителей. Тогда возникает вопрос: как расплачиваться по долгам на его строительство, не говоря о поддержании текущей работы? Вот и простаивает долгое время без работы литовское энергетическое детище.

Литовские власти привычным способом оправдали перед общественностью неэффективную работу электростанции, обвинив российский концерн «Газпром» в установлении для Литвы «политических» цен на газ. Получается, что, когда принималось решение о строительстве энергетического объекта и привлекались инвестиции ЕС, власти умалчивали факт заведомой убыточности проекта. В итоге «энергетическая независимость» обернулась прямой зависимостью от российского газа и, как следствие, высокими ценами на электроэнергию для потребителей (в конечной стоимости электроэнергии – обслуживание кредитов ЕС).

Конечно, проще всего в собственных неудачах обвинить «Газпром», хотя факты говорят об обратном. Именно российский газовый концерн с 2003 г. (приобрёл Каунасскую ТЭЦ) в рамках инвестиционного договора с литовскими властями обеспечивал в течение последующих пяти лет тариф на тепло, который был вдвое ниже среднего по Литве. Немалые средства были вложены и в модернизацию. В итоге, когда подошло время для установления цены на тепло по фиксированной формуле, Сейм Литвы отменил старый договор и ввёл государственное тарифное регулирование. В 2013 г. российская компания продала ТЭЦ и ушла с местного рынка электроэнергетики, зафиксировав общий убыток в 190 млн. долларов США.

Сегодня «Газпром», как и прежде, является основным поставщиком российского природного газа на литовский рынок (в 2014 г. продал свои газотранспортные активы в Литве в соответствии с требованием «Третьего энергетического пакета ЕС»). Терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, ещё один проект по достижению «энергетической независимости» от РФ, не только не составил конкуренцию (себестоимость российского трубного газа существенно ниже СПГ), но и стал дополнительной обузой для налогоплательщиков, которые вынуждены оплачивать через коммунальные счета дорогостоящие европейские инвестиции. Причём норвежский поставщик «Statoil» (25% от общего объёма потребления), заключивший с Литвой пятилетний контракт, поспешил предупредить литовские власти о том, что не будет снижать свои цены в случае существенного разрыва с ценами на российский природный газ. Бизнес есть бизнес. Извольте платить по счетам.

Теперь «Газпрому», который является таким же игроком, как и другие иностранные поставщики, предстоит в конце 2015 г. (истекает долгосрочный контракт для Литвы) определиться с новой ценовой политикой в условиях рыночной конъюнктуры.

Таким образом, в чём Литва преуспела за последние десять лет, так это в согласовании и выбивании под лозунгом «энергетической независимости» европейских денег (суммарная цифра приблизилась к 1 млрд. евро) на заведомо нерентабельные и бессмысленные энергетические проекты. Такая политика литовских властей делает ещё более недосягаемой для простых обывателей мечту о низких тарифах на электричество и отопление. Если учесть, что со следующего года Литва перестанет получать европейскую субсидию (30% госбюджета), то можно себе представить, какая борьба развернётся в ближайшее время за передел сфер влияния на местном энергетическом рынке, за контроль над внутренними финансовыми ресурсами. Собственно, она уже идёт полным ходом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров