×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Бальсис: Неверович должен подать в отставку

Источник изображения: www.alytusplius.lt

Пока министр энергетики Литвы Ярослав Неверович ведёт нелёгкий бой за воплощение в жизнь проекта Висагинской АЭС, премьер Альгирдас Буткявичюс лично каждые две недели подгоняет рабочих, строящих СПГ-терминал в Клайпеде, литовские парламентарии предлагают воплотить в жизнь другие энергетические проекты. Портал RuBaltic.Ru поговорил об альтернативных источниках с главой партии «Союз зелёных Литвы» парламентарием Линасом БАЛЬСИСОМ:

- Господин Бальсис, в августе партия, которую вы возглавляете, «Союз зелёных Литвы», сказала твёрдое «нет» проекту Висагинской АЭС. Откуда такая категоричность?

- Для этого есть несколько причин. Два года назад в октябре прошёл референдум, во время которого жители Литвы высказались против этого проекта. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Одобряете ли Вы строительство новой АЭС на территории Литовской республики?». Не было вопроса «Согласны ли Вы с конкретным проектом “Hitachi”, с проектом Сякмокаса и Кубилюса?». Люди ясно дали понять, что в принципе не хотят никаких АЭС. Это следует трактовать как отказ от атомной энергетики в Литве.

Поэтому когда сейчас господин Ярослав Неверович, министр энергетики, заявляет, что подписал с «Hitachi» меморандум о совместных действиях по подготовке учреждения промежуточной компании проекта Висагинской АЭС, это означает открытое игнорирование мнения жителей страны.

В меморандуме стараются утверждать, что он был подписан с учётом результатов референдума. Сейчас результаты всенародного голосования пытаются трактовать как обязательство улучшить проект, то есть сделать его ещё дороже. А ведь это полный абсурд. Что бы там «Hitachi» ни предлагал – одним миллиардом дешевле или дороже, это ничего не меняет. Ведь реактор остаётся тот же, который предлагали нам и раньше. Мы не видим ничего нового в предлагаемых документах.

Думаю, что в Литве существуют большие проблемы с демократией. Если правящие элиты, начиная с президента Дали Грибаускайте и заканчивая премьером Альгирдасом Буткявичюсом вкупе с Ярославом Неверовичем, абсолютно игнорируют мнение людей.

Сегодня я слышал заявления некоторых лидеров Социал-демократической партии. Они также против решения министра энергетики. И я считаю, что мнение народа, высказанное на референдуме, следует уважать.

Другая причина заключается в том, что мы вновь возвращаемся к дискуссии об атомной энергетике, хотя никаких новых обстоятельств не появилось. Все расчёты были сделаны два года назад. После референдума представлено множество вариантов развития событий. К примеру, в начале 2013 года литовские учёные после разного рода исследований представили два конкретных варианта развития сферы энергетики в Литве: с атомной электростанцией и без неё – гибкий неатомный сценарий. Так вот он гораздо больше подходит Литве, его выгоднее и проще осуществить.

Так что теперь, когда господин Неверович говорит, что наличие в стране АЭС поможет нам синхронизироваться с европейскими линиями электропередач, он откровенно врёт.

Я являюсь членом парламентского комитета по вопросам энергетики и вице-председателем комитета по европейским делам, и в этих двух комитетах мы по меньшей мере три раза выслушали выводы из результатов исследований, которые провела шведская компания «Gothia Power». В подготовленной ими презентации чётко указано, что интеграция в континентальные европейские линии электропередач с АЭС (я говорю о предложенном «Hitachi» варианте) является очень сложным и дорогим проектом. Почему? Для станции такой мощности необходим резерв огромной силы. И неясно, смогли ли бы европейцы предоставить такого рода резерв в случае нашей интеграции в общую систему линий электропередач. К тому же линии, которые нам пришлось бы прокладывать в Польшу, должны были быть в разы мощнее.

Господин Неверович считает, что, желая интегрироваться в общеевропейскую систему, стране было бы неплохо иметь собственный объект, генерирующий энергию. И почему-то он уверен, что АЭС может стать данным объектом.

Эксперты же нашей партии, опираясь на исследования и точные цифры, уверены в том, что Литве не нужен новый генератор энергии. Если мы построим СПГ-терминал и у нас будет более дешёвый газ, то мы сможем говорить и о газовой интеграции.

На сегодняшний день мы предложили вариант, который раза в два дешевле, чем развитие атомной энергетики. Строить в Литве электростанции, которые обеспечиваются биотопливом. Эти станции производят и энергию, и тепло. Таким образом, мы убиваем двух зайцев. Построив несколько такого рода станций, мы прекрасно обеспечим нужды нашей страны. Биомасса или биотопливо – его в Литве предостаточно из лесных отходов, и не надо будет его импортировать.

Таким образом, мы не только обеспечим себя, но и будем обладать тем техническим потенциалом, о котором говорил Я.Неверович. Вот такая неприкрытая ложь, что лишь АЭС может предоставить нам возможность самостоятельно генерировать электроэнергию. Это говорит о его некомпетентности или же коррупционных сделках, связанных с международной лоббистской группой атомной энергетики.

Я не вижу других объяснений. Предложил бы господину Неверовичу подать в отставку и найти другую работу.

- А Вы могли бы подробнее рассказать о станциях, которые обеспечиваются биотопливом?

- При нынешнем правительстве уже начали воплощаться проекты, связанные с биотопливом. Около 40% литовских котельных тепловых станций перешли на биотопливо. А ещё планируют строить как минимум две электростанции, обеспечиваемые биомассами, – в Вильнюсе и Каунасе. Биотопливо как сырьё в два раза дешевле, чем газ. Это значит, что станет дешевле электроэнергия и тепло для потребителей. Мы сможем успешно конкурировать и на рынке северных стран. Инвесторы довольно активно вкладывают в данные проекты средства, т. к. они действительно окупаются.

В результате мы можем стать страной, экспортирующей электроэнергию. Потенциал ветра в Литве огромен. В будущем можно думать о строительстве ветряной электростанции в море. Пока этого не разрешают наши законы, но, возможно, в скором времени ситуация изменится.

Важный момент – к 2016 году будет завершён региональный проект кабельного соединения со Швецией «Nordlink». Он будет выполнять две функции. Первая – это гарантия надёжного импорта электроэнергии со скандинавского рынка. Сейчас мы фактически полностью покупаем электроэнергию у России, поскольку нет технических возможностей импортировать её из Северной Европы. Как только будет закончено строительство «Nordlink», мы сможем получать ещё более дешёвую энергию, чем российская. А вторая функция заключается в том, что при помощи данной линии мы сможем сбалансировать технический потенциал наших парков ветряных мельниц, вырабатывающих электроэнергию. Знаете, как бывает – иногда ветер сильнее дует, иногда слабее. Возникает проблема сбалансирования. Поэтому мощная линия в Швецию поможет нам хранить излишки энергии в норвежских системах гидроэлектростанций. Такой вариант выгоден и скандинавам, и нам. Кроме того, это поможет Литве приобрести надёжную энергосистему, которая не будет зависеть от импорта российского электричества.

- А проект, который уже воплощается в жизнь, СПГ-терминал в Клайпеде, насколько он вреден для окружающей среды? И принес ёт ли он государству хоть какую-то пользу или лишь головную боль?

- Наша партия зелёных высказывается за постепенный отказ от использования невозобновляемых ресурсов. Но в данном случае мы не возражаем против строительства терминала. Это является стратегическим и политическим проектом, который сможет стать альтернативой российскому «Газпрому».

Проект хороший, но, может быть, немного громоздкий: его мощность - 4 млрд. кубометров в год, в то время как потребности страны составляют чуть меньше 3 млрд. Потребление газа в стране постоянно уменьшается.

Есть и другой вариант, о котором сейчас говорят проектировщики терминала. Он сможет стать «ресурсной колонкой» в Балтийском море, поскольку, согласно новым европейским директивам, с 2016 года корабли, принадлежащие ЕС, которые будут курсировать в этом море, должны меньше загрязнять окружающую среду. Вероятнее всего, с обеспечения дизельным топливом они перейдут на газ. Таким образом, может образоваться дополнительный рынок сбыта продукции.

Существует возможность, что и Латвия заинтересуется СПГ-терминалом и согласится покупать часть нашей продукции или же хранить её в своём Инчукалнском газохранилище.

- Что касается независимости Литвы от «Газпрома»: Литва собирается покупать газ у Кувейта. Но между Кувейтом и российским газовым монополистом существуют определённые договорённости. В результате Литва будет покупать газ у Кувейта, а транспортировать продукцию будет всё тот же «Газпром»…

- Могут быть разные варианты. Существует компания, в компетенцию которой входит в том числе и транспортировка газа. Я слышал, что Россия тоже собирается инвестировать в разработку сжиженного газа. Поэтому есть вероятность, что мы и дальше будем покупать газ у «Газпрома». Но сейчас уже будет выбор – Россия или Норвегия, Кувейт и другие.

- Ещё одна больная для Литвы тема – сланцы. «Chevron» ушли, но правительство намерено объявить осенью новый конкурс. Как вы можете это прокомментировать?

- Моя позиция по этому вопросу крайне ясна – Министерство окружающей среды ещё во время работы В.Мазурониса заявило, что по их данным сланцевого газа в стране нет. Есть нефть. А раз газа нет, то и говорить не о чем.

Никакой пользы от сланцевой нефти не будет. Мы и сейчас добываем нефть, а толку для государства нет. Компании её выкачивают, продают, а Литве платят лишь небольшой налог.

Добыча сланцев нанесёт непоправимый вред для окружающей среды из-за специфики технологии разработки месторождений.