×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Литва не сможет использовать СПГ-терминал без услуг «Газпрома»

В ближайшие месяцы Литва откроет новый сезон «мыльной оперы» под названием «обретение энергонезависимости от России». Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс уже заявил, что осенью состоится новый виток переговоров о Висагинской АЭС с японской корпорацией «Hitachi», а также - после провальной попытки сотрудничества с американской компанией «Chevron» - будет объявлен ещё один конкурс на разработку сланцев в стране. Кроме того, до конца года в Клайпеде должно быть завершено строительство терминала сжиженного природного газа, поставщик для которого, правда, все ещё не найден. Чего ждать от новых эпизодов литовской энергетической эпопеи, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у патриарха литовской энергетики, почётного члена литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдаса СТУМБРАСА:

- Господин Стумбрас, Литва не оставляет попыток разработки сланцевой энергетики. Недавно премьер А.Буткявичюс заявил, что уход американской компании «Chevron» из страны не меняет планов правительства и что осенью будет объявлен новый конкурс. Как бы Вы могли прокомментировать данную инициативу?

- Насколько мне известно, запасы сланцев находятся по большей части в Польше. Поскольку данная страна в экономическом плане сильнее, думаю, было разумнее подождать и посмотреть, каких результатов она добьётся в добыче этого ресурса. Какова будет себестоимость и цена продажи, с какими проблемами они столкнутся и т. д.

Стоит отметить, что дешевле рыночной стоимости этот газ продаваться не будет. Разница заключается лишь в том, что покупать его будем у «Chevron», а не у «Газпрома». В экономическом плане получается то же самое.

Но почему-то мы всегда везде хотим быть первыми, хотя наша экономика этого не позволяет. Поэтому я предлагаю подождать и осмотреться повнимательнее – что происходит вокруг?

В Европе существуют разные мнения по этому вопросу. Многие считают, что добыча сланцев не окупится, некоторые уверены в противоположном. Куда же мы так спешим? Неужели все вопросы непременно должны решаться за четырёхлетнюю каденцию Сейма? Ведь энергетические объекты невозможно построить менее чем за 20 лет. Если одни парламентарии принимают стратегию на 4 года, а затем следующий Сейм принимает уже иную стратегию – мы так никогда ничего не построим.

- Почему, на Ваш взгляд, «Chevron» ушёл из Литвы?

- Я думаю, они увидели, что данные территории не очень перспективны. Они работали у нас и в Польше и, видимо, решили, что там это более выгодно. Когда закончится разработка более перспективных площадей, то, может быть, вернутся и к нам.

- Об этом уже много раз говорили, но всё-таки – какие риски ожидают Литву в случае разработки сланцевых месторождений?

- Геологи говорят, что в недрах Литвы находится не сланцевый газ, а нефть.

Запасы и сланцевой, и простой нефти очень незначительны, и их добыча финансово невыгодна – экономику они нам не поднимут.

До 1990-х годов у нас существовала энергетическая стратегия: треть мы производили на АЭС, треть составлял мазут, и треть – газ. Когда существует такого рода конъюнктура, можно манипулировать. Скажем, появится сланцевый газ и составит около 2% в общем балансе. И что будет в результате? Поднимется политический шум, а на уровне экономики это никак не отразится.

- Насколько, как Вы считаете, Литве выгодно и перспективно использование сжиженного природного газа?

- Конечно, выгоднее взаимодействовать с соседями. Можно было бы сотрудничать с Латвией, но мы обвинили их в том, что газохранилище принадлежит «Газпрому»! А от россиян мы хотим оградиться.

А ведь на деле терминал будет принадлежать латвийской компании «Latvenergo», а не российской компании «Газпром». Но Литва упряма в своем желании иметь и собственный терминал. Латыши упёрлись, эстонцы отказываются вкладывать миллиарды в литовский проект, аргументируя это тем, что лучше уже построить у себя блок по добыче сланцев.

Мы со всеми перегрызлись в итоге. Литва желает всем диктовать свою моду. «Слушайте лишь нас - только мы поступаем верно». А ведь так не делается.

- Получается, из-за такого поведения и недальновидности литовского руководства энергетическая сфера Литвы может окончательно деградиривать?

- Один известный американский учёный сказал, что энергетика - слишком ответственная область, чтобы её можно было доверять политикам. Ведь они отвечают лишь за 4 года своей каденции, а любой энергетический объект строится гораздо дольше. Со временем люди поймут, что нельзя быстро сделать карьеру в сфере энергетики. Лучше и не пытаться.

А сейчас все ещё хотят быть независимыми от России. Вот строим терминал сжиженного природного газа в Клайпеде. Хотя, по логике вещей, его следовало бы строить в Латвии. Ведь у них есть газохранилище. Просто надо было бы достроить терминал. А сейчас, чтобы «хранить» там газ из Клайпедского терминала, мы должны его арендовать, платить немалые деньги. Плюс придётся строить дополнительный газопровод, чтобы переправить газ из Клайпедского терминала в латвийское газохранилище.

- Но ведь и это только полбеды - до сих пор не решён вопрос с поставщиком газа. Кто может выступить в такой роли, на Ваш взгляд?

- Кто-кто.

Россия будет его перевозить. Между Россией и Кувейтом существует договорённость. К примеру, Италия купила газ у России. Кто его повезёт? Кувейт – ему там ближе. Мы будем покупать у Кувейта, а транспортировать будет «Газпром». У них там свои связи.

Ведь никто не будет отправлять танкер из Кувейта – представьте, какая цена тогда будет у газа!

Точно так же, как с итальянцами. Им гораздо дороже стоила бы транспортировка из Санкт-Петербурга, чем из Кувейта. А потом уже Кувейт и Россия между собой договариваются.

Продолжение следует…