×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

За сланцы: сбудутся ли мечты прибалтов об энергонезависимости?

Источник изображения: http://gazeta.eot.su

«Сланцевая революция» в ближайшие 10 лет может серьезно повлиять не только на экономику, но и на геополитику, как в глобальном, так и в региональном измерении. Для Польши и стран Балтии сланцевый газ – новое слово в теме «энергетической независимости», для обретения которой у них недостаточно средств. Обрести энергонезависимость с помощью сланцевого газа прибалты могут только при поддержке извне.

Масштабная разработка сланцевых месторождений началась в начале прошлого десятилетия в США. В результате к концу 2000-х Америка едва ли не сравнялась с Россией по объему добываемого газа, а газовые цены на мировом рынке пошли резко вниз. В прессе и экспертных кругах в обиход вошел термин «сланцевая революция», под которой понимается тотальная реструктуризация газового рынка и изменения в расстановке сил основных геополитических игроков.

С начала нынешнего десятилетия можно говорить об экспорте «сланцевой революции».

Сланец перестает быть чисто американской историей, поиск и разработка сланцевых месторождений начинаются и в других регионах, в том числе, Европе. Роль США в сланцевой индустрии при этом остается превалирующей: американцы являются носителями технологий в области добычи этого малоосвоенного (в Европе) материала, поэтому проекты по освоению сланцевых месторождений реализуются в основном крупнейшими американскими газовыми компаниями – Royal Dutch, Shell и Chevron.

Энергетика – это не чистый бизнес и не чистая политика, а неразделяемый сплав политики и бизнеса, точнее, геополитики и государственного бизнеса. Ради обладания нефтегазовыми бассейнами ведутся войны, от конъюнктуры на нефтяном рынке зависит устойчивость политических режимов, дипломатические отношения России с партнерами в Восточной Европе зачастую превращаются в производную переговоров по цене на газ.

«Энергетический шантаж», «энергетическая дипломатия», «энергетическая независимость», «транзит энергоносителей» - к этим понятиям в последнее десятилетие едва ли не сводились отношения между Россией и Польшей, Литвой, Украиной и другими странами региона.

Теперь добыча сланцевого газа стараниями политиков и высших чиновников восточноевропейских государств становится новой серией этой, кажется, бесконечной мыльной оперы «Освобождение от энергетической зависимости со стороны России».

Первые опыты разведки сланцевых месторождений на континенте показывают, что запасы сланцевого газа на здесь невелики. В результате British Gas после бурения пробных скважин заявила о нерентабельности месторождений в Венгрии, Shell прекратила работы в Швеции, а ExxonMobil – в Польше. Не оправдываются и надежды Украины отказаться от сотрудничества с «Газпромом», заменив непатриотичный российский газ – «рiдным» сланцевым. Американская компания Advanced Resources International оценивает запасы сланцевого газа на Украине в 1,2 трлн. кубометров: этих объемов явно недостаточно, чтобы отказаться от газа из России.

Особенно активно тема сланцевого газа в контексте обретения энергонезависимости обсуждается в Литве. Реально процесс находится на стадии переговоров о начале разведки месторождений.

Chevron изъявил желание начать разведку сланцев в Таурагско-Шилутском районе, еще две компании хотят вести разведку в районе Кибартая. О необходимости разведки сланцевых месторождений говорят и в Латвии, но там дело даже не доходит до внятной государственной программы действий, ограничиваясь лишь «душеспасительными» разговорами.

В то же время латвийские ученые выражают сомнения в наличии в недрах страны серьезных объемов сланца. «В Латвии отсутствуют возможности для промышленной добычи сланцевого газа — государство обладает запасами этого вида топлива, однако они столь малы, что о промышленной его добыче речи быть не может», - уверен доктор геологии, профессор Латвийского университета Валдис Сеглиньш.

Ключевой вопрос в теме сланцевого газа в Восточной Европе – проблема рентабельности. Если та же Литва по объемам сланцевых месторождений не будет сланцевым Кувейтом, то окупить добычу практически нереально. Средняя себестоимость газа сланцевых пород на скважине, как показывает опыт США, составляет 130–180 долларов за тысячу кубических метров, что в разы меньше себестоимости обычного газа. Это в США, где технология инфраструктура добычи и транспортировки сланцевого газа уже создана и освоена.

В Европе же еще до вопроса о рентабельности добычи сланцевого газа следует ставить вопрос о рентабельности создания инфраструктуры его добычи. В особенности это касается стран Балтии, хилые бюджеты которых не выдержат битвы за сланцы.

Себестоимость сланцевого газа могут обеспечить низкие издержки на логистику: добыча газа может окупиться, если он будет потребляться в тех же местах, где и добыт. Другой вопрос – окупаемость инфраструктуры. Только для того, чтобы создать эту инфраструктуру Литве придется брать очень крупные кредиты у своих предполагаемых союзников на Западе – Евросоюза, США. Вероятность того, что эти деньги, учитывая казус Кипра, найдутся – невелика. Вероятность того, что та же Литва когда-либо расплатится по таким кредитам – вообще стремится к нулю.

Сланцевый газ – это одна из мер (наряду с собственной атомной энергетикой в странах ЕС Балтийского региона и поставках дорогого сжиженного природного газа из Норвегии), которые в комплексе могут-таки привести прибалтов к вожделенной энергетической независимости (читай – независимости от России). Однако экономическая цена этой независимости такова, что она ляжет тяжелейшим бременем на население этих стран: сами себе они ее позволить не могут.

Энергетическая независимость от России у всех в Восточной Европе, кто о ней мечтает, будет только в том случае, если эту независимость им решит оплатить Запад. Что он попросит взамен (а на благотворительную акцию такое решение походило бы меньше всего) – можно только предполагать.