×
История История

Государственная политика исторического забвения: чего добивается Литва в вопросе Холокоста

Источник изображения: www.sovsekretno.ru

29 августа в литовском городе Молетае, расположенном недалеко от Вильнюса, прошёл марш памяти жертв Холокоста. Впервые за два своих неполных срока полномочий в этих ежегодных памятных мероприятиях приняла участие глава государства Д. Грибаускайте. Почему именно сейчас? И какова позиция госпожи президента в области увековечивания литовского Холокоста и защиты исторической памяти?

Первое лицо Литвы посетила место массовых убийств евреев и почтила память жертв Холокоста минутой молчания. В Молетае в 1941 г. в этот день за одну ночь была уничтожена почти треть городского населения – 2 тыс. евреев. На церемонии глава государства ограничилась несколькими заявлениями о заметном улучшении официальных отношений с Израилем, «бескомпромиссном обязательстве для всех жителей Литвы бороться с ненавистью, насилием, дискриминацией и равнодушием», при этом похвалив литовцев за способность «открыть глаза на самих себя», а также за смелость «перед лицом горьких моментов истории». 

В самом марше от центра города до места массовых убийств евреев на его окраине Грибаускайте участия не приняла и выступлений организаторов мероприятия с призывами к власти не слышала. А звучали там довольно нелицеприятные вещи…
Президент Литвы Даля Грибаускайте

В ходе своего выступления мэр Молетая С. Жвинис акцентировал внимание на том, что «евреев убивали не только нацисты, но и местные жители», тем самым затронув тему, которая до сегодняшнего дня фактически была в Литве под негласным запретом. Благодаря недавно изданной в стране книге литовской писательницы Р. Ванагайте «Наши» о литовском пособничестве в уничтожении евреев, общество стало постепенно узнавать о тёмных страницах своей истории. Выступавшие представители литовской еврейской общины цитировали ранее раскритикованную властями книгу, которая стала одним из немногих серьёзных современных исследований на данную тему.

В свою очередь, организатор марша пианист Л. Каплан в своём обращении к отсутствующим президенту и премьер-министру призвал пересмотреть отношение власти к литовским праведникам мира и поставить им памятник, чтобы «евреи могли и для них приносить цветы и зажигать памятные свечи». Своё выступление деятель искусств подытожил призывом:

«Я хочу, чтобы улицы, школы, скверы не называли в честь тех, кто участвовал в этой трагедии своими грязными руками. Я хотел бы видеть увековеченные имена наших праведников на улицах, имена тех героев, которые, рискуя, спасали евреев и совесть литовского народа. Я хочу, чтобы все мы были “нашими”, чтобы не была раздела, как сейчас, на “наших” и “ваших”».

В Литве именами тех, на ком, по мнению литовского еврейского сообщества, лежит ответственность за уничтожение большей части еврейского населения Литвы (более 200 тыс. человек) названы улицы и школы (Казис Шкирпа и Юозас Амбразявичюс). В 2012 г. в Каунасе с почестями были перезахоронены привезённые из США останки Ю. Амбразявичюса.

Публичные призывы организаторов к власти – это реакция на многолетнюю политику бездействия государства в области увековечивания Холокоста и защиты исторической правды. Историк Томас Лэйн в своей книге «Литва: путь на Запад» следующим образом объясняет позицию литовских властей по данному вопросу: «Литовцы из-за долгой жизни за “железным занавесом” не оценили чувствительности западной общественности к теме Холокоста. Их попытки отрицать массовое участие литовцев в геноциде евреев, а также частично оправдывать его участием евреев в советизации Литвы, не вызвали понимания».

Представители литовской власти не только пытались отрицать участие литовцев в геноциде евреев, но и ставили сам Холокост под вопрос, называя Нюрнбергский процесс «крупнейшим правовым фарсом в истории», который создал правовую базу для «легенды о якобы 6 миллионах убитых евреев». В 2010 г. представитель МВД Литвы историк Петрас Станкерас своей публикацией в прессе, в которой он отрицал Холокост, попытался спровоцировать общественную дискуссию на эту тему. Результатом стал протест семи послов европейских стран. 

Сам же автор скандального материала после увольнения из государственной структуры, несмотря на то что отрицание Холокоста запрещено законом, никакого наказания не понёс.

Разрешат ли власти построить памятник литовским праведникам, пусть даже на народные пожертвования, большой вопрос (по данным Яд ва-Шем, таких более 800 человек – прим. RuBaltic.Ru). В 2013 г. правительство уже пыталось спустить на тормозах инициативу в отношении литовских праведников, отказав им в пенсии в «связи с отсутствием на это средств в государственной казне». И только после очередного международного скандала и вмешательства Израиля Литва изыскала средства на пенсии 180 праведникам.

Большой вопрос вызывает и политика властей в области охраны памятников массовых захоронений евреев. Израильские СМИ не раз поднимали тему осквернения таких мемориалов и обращали внимание литовских властей на недопустимость увеселительных мероприятий на территории мест массовых расстрелов. Поводом для постоянной критики является каунасский форт №7, чья территория была превращена арендаторами в доходную площадку ивент-бизнеса. К примеру, трудно представить ситуацию, чтобы власти Германии допустили аренду символа Холокоста – концентрационного лагеря Бухенвальд – под развлекательные и увеселительные мероприятия.

В Литве это не только возможно, но и имеет место при полном согласии властей. Как это способствует выстраиванию хороших отношений с Израилем, остаётся большой загадкой, ответ на которую, очевидно, знает только г-жа президент Д. Грибаускайте.

А чего только стоит заявление президента страны о том, что «литовское общество начинает открывать глаза на Холокост». Получается, что, начиная с 1995 г., когда главой государства А. Бразаускасом были принесены публичные извинения и озвучены обещания преследования литовцев, причастных к массовому уничтожению евреев в стране, они так и не раскрылись. А может, им не давали раскрыться?

Как пишет в своей книге «Наши» Р. Ванагайте, ещё в 2012 г. Литовским центром исследования геноцида жителей и сопротивления был составлен список из 2055 предполагаемых участников литовского Холокоста. Материалы были переданы правительству, и они вот уже пять лет как лежат под сукном. На вопрос автора вице-канцлеру правительства о том, что «надо что-то делать с этим списком, был получен ответ: что бы мы ни делали, евреям всё мало».

Всё это наглядным образом характеризует отношение действующей власти к теме увековечивания Холокоста и защиты исторической правды. Так искренни ли заявления главы государства Д. Грибаускайте о том, что «мы должны стараться видеть наше будущее вместе с еврейским народом и с теми евреями, которые остались в Литве, со всеми нашими гражданами, соотечественниками, потому что это наши люди и это общая история»?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!