Культура Культура

Made in USSR: шесть историй советских брендов

Источник изображения: http://www.tvc.ru
0  

В СССР не существовало такого понятия, как «бренд», но это вовсе не означает, что в Союзе не было торговых марок, имеющих высокую репутацию. Напротив, некоторые советские товары были широко известны во всём мире и пользовались спросом миллионов потребителей.

Радиотехника

Известным брендом являлось радиооборудование, производимое на Рижском радиозаводе «Радиотехника» им. А. С. Попова. Это латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем, основанный в 1927 году.

В послевоенный период Рижский радиозавод стал самым крупным производителем аудиотехники в Советском Союзе. Его продукция маркировалась логотипом RRR (Rīgas Radio Rūpnīca). В начале 1950‑х годов появляются приемники Riga‑6 и Riga‑10. В 1960‑х завод начинает выпускать автомобильные приемники «АВП‑60» и «АПВ‑60‑2», которые монтировались на «Чайки» и «сто одиннадцатые» ЗИЛы.

А вот 1980‑е годы для «Радиотехники» стали «золотыми»: темпы производства радиооборудования росли, завод выпускал примерно 35% всей советской аудиотехники.

Кроме того, по словам одного из сотрудников, Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура предприятия пользовалась спросом не только в СССР — ее покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надежность рижских радиоприемников.

Магнитофон-приставка «Радиотехника МП‑7210С» Источник: rw6ase.narod.ruМагнитофон-приставка «Радиотехника МП‑7210С» Источник: rw6ase.narod.ru

Холодильник «Минск»

У Минского завода холодильников могла быть совсем иная судьба, так как он был задуман как завод по производству газовой аппаратуры. Однако в связи с постановлением Совета Министров БССР началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников.

В 1962 году завод выпустил первый холодильник — «Минск‑1». Его объем составлял 140 литров, на дне камеры устанавливали два сосуда: для фруктов и для овощей (на других холодильниках был один общий сосуд). Первенец завода стал мечтой любой хозяйки начала 60‑х.

Когда вышли на запланированный темп производства, оказалось, что 50 тысяч холодильников в год мало. Спрос на такую продукцию был очень большой: люди стояли в очереди!

Источник: livejournal.comИсточник: livejournal.com

Был разработан проект производства уже на 150 тысяч холодильников. Но под такой объем производства было нужно совершенно иное оборудование, которое тогда ни в Беларуси, ни вообще в Советском Союзе не производилось. Начались поиски решения задачи, в ходе которых пришли к выводу, что если увеличивать производство, то сразу до 500 тысяч холодильников в год. В высших инстанциях утвердили такое решение, причем с закупкой у французской фирмы SMER основного оборудования и лицензии на производство современных моделей холодильников. Эти модели доработали под стандарты СССР и производственные возможности. Результатом стали холодильники «Минск‑5» и «Минск‑6», которым был присвоен «Знак качества».

Сегодня холодильники «Минск» продолжает выпускать завод «Атлант», который перенял производство в 1993 году.

Холодильник «Минск». Источник: TUT.byХолодильник «Минск». Источник: TUT.by

Ликер «Вана Таллин»

Выпускать ликер Таллин начал в 1960‑х годах. Но для того, чтобы этот крепкий напиток стал визитной карточкой эстонской столицы, ему придумали богатое прошлое.

Согласно одной из легенд, в середине XII века в Таллине, в старых катакомбах, жил алхимик, пытавшийся создать эликсир вечной молодости. И когда он был близок к открытию заветной формулы, в Таллине раздался взрыв. В секретную лабораторию горе-ученого хлынули потоки воды, которые унесли все его наработки. Якобы именно после этого происшествия воды реки, на которой располагался Таллин, не только изменили свой вкус и цвет, но и временами горели ярким пламенем.

Автор фото: Marko LiivaАвтор фото: Marko Liiva

Еще одна невероятная легенда о происхождении напитка связана с приходом ямайских завоевателей в XVII веке. В момент их прибытия в город вода в реке изменила свои вкусовые качества и стала напоминать ароматный и слегка терпкий ром. Отбиваясь от нападающих, местные жители стали бросать в реку цитрусовые и фрукты. В итоге вода в реке стала еще вкуснее. Ее стали набирать в бутылки и пить. Вкус этой невероятной сказочной жидкости и стал прототипом ликера «Вана Таллин».

Тем не менее, несмотря на тщательно созданный ареал таинственности, напиток имеет более объяснимую историю. Создателями «Вана Таллин» стала группа экспертов, которую возглавили Яан Сиимо и Бернард Юрмо. Именно эти удачливые мастера винных дел и разработали рецепт известного ликера в начале 1962 года.

Фото по ссылке: http://i.imgur.com/VJk2gNt.jpgФото: i.imgur.com

Духи «Красная Москва»

Известной маркой в Советском Союзе были духи «Красная Москва». Их создателем считается Генрих Брокар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний — «Империей Брокара». Он имел огромное количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал об одном — звании поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества.

Источник: новости археологии и историиИсточник: новости археологии и истории

Это стремление настолько захватило его, что, как гласит легенда, знаменитый аромат приснился ему во сне. Обдумав всё, он на празднование трехсотлетия дома Романовых (в 1913 году) преподнес императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок — вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свое благоухание.

Сливаясь воедино, ноты пряных трав, женственной розы и романтичного жасмина создавали неповторимый запах. Он настолько понравился Марии Федоровне, что Брокар получил долгожданный титул, а духи стали называть «Букет императрицы».

Во время революции появилась мода избавляться от всего, что хоть каким-то образом напоминало о прежнем укладе, и Генрих Брокар, желая спасти свой мир — «Империю Брокара», а также аромат, предложил новой власти переименовать и то, и другое. Так фабрика стала называться «Новая заря», а духи получили имя «Красная Москва» (с 1925 года).

Источник: Станислав Садальский - LiveJournalФото с сайта: LiveJournal.com

Торт «Киевский»

Торт в СССР являлся неизменным атрибутом любого застолья. В него всегда старались положить всего и побольше: бисквита, орехов, крема. Торт «Киевский» был очень востребован среди советских людей и даже в наши дни остается крайне популярным. А вот как он создавался?

Существуют две легенды, связанные с изобретением данного продукта. Согласно первой, знаменитое лакомство появилось на свет благодаря досадной ошибке. В 1956 году работники Кондитерской фабрики имени Карла Маркса не убрали в холодильник взбитые белки, подготовленные для выпекания бисквита. К утру сладкая белковая масса подсохла и затвердела. Кондитеры, испугавшись увольнения за такую оплошность, быстро изобрели торт из белковых коржей, яичного крема и орехов. Константину Петренко, начальнику бисквитного цеха, новый торт понравился, поэтому он дал добро на массовое выпекание кулинарного шедевра.

Вторая легенда повествует о том, что торт «Киевский» придумала юная ученица Константина Петренко Надежда Черногор. Девушка устроилась работать на фабрику только потому, что завалила экзамены в мединститут. Первые полгода она не работала, а мучилась: то у нее коржи пригорят, то глазурь не застынет. Но постепенно Надежда привыкла к новому месту работы, усвоила то, чему ее учили маститые кондитеры, и стала потихоньку придумывать собственные рецепты сладостей. Ее белково-ореховый торт столичные сладкоежки раскупали со скоростью света. В 1957 году «Киевский торт» получил бронзовую награду на конкурсе кондитеров, а спустя год — золотую.

Киевский торт / Фото: vilingstore.netКиевский торт / Фото: vilingstore.net

Мотоциклы «Днепр» и «Урал»

Самыми известными мотоциклами в СССР считались «Днепр» и «Урал». Последний появился раньше — еще в предвоенные годы. Одновременно несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили правительственное задание: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Работа началась в 1941 году, и еще до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Тем не менее из-за войны пришлось перенести производство в небольшой уральский город Ирбит. Именно там и была налажена массовая сборка.

А вот история мотоцикла «Днепр» началась уже после окончания военных операций. Практически сразу же после Победы советские власти приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. Вместо него появился Киевский мотоциклетный завод, где и стартовала сборка мотоциклов «Днепр 11», которые имели в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал «Днепр 16», получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях: с коляской и без нее. Он имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.

Фото с сайта: user20366.clients-cdnnow.ruФото с сайта: user20366.clients-cdnnow.ru

Конечно, это всего лишь часть известных торговых марок, производившихся в Советском Союзе. И у каждой из них есть своя история. И хотя она у всех брендов разная, их объединяет то, что так ценится людьми до сих пор, — высокое качество, благодаря которому эти товары стали известны даже на Западе, где отдавали должное изделиям с надписью «Made in USSR».
Читайте также
Советник министра культуры: с фильмами о войне к российскому кино вернулся массовый зритель
8 мая
Интервью с советником министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского публицистом Андреем Сорокиным.
Истина в вине? Что происходит с виноделием в Крыму
29 апреля
После воссоединения Крыма с Россией виноделы полуострова, как и многие другие предприниматели, попали под санкции. Для крымских винодельческих заводов были закрыты многие конкурсы и выставки на Западе, а также, что не менее важно, традиционный украинский рынок сбыта.
Музеи оккупации создаются для борьбы с Россией, а не с советским прошлым
28 апреля
Интервью с кандидатом политических наук, генеральным директором Государственного центрального музея современной истории Ириной Великановой.
Ночь в Музее оккупации: Литва
5 мая
«Ночь в музее» — проект, призванный популяризировать искусство. Но есть музеи, в которых ночь, тьма и беспросветность не заканчиваются никогда.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...