×
История История

Пример Святой Софии не помог: как в Польше избавлялись от православия

Источник изображения: wikimedia.org

Восточнославянские народы объединяет общее цивилизационное пространство, сформированное веками совместного исторического проживания и развития. Православная вера — неотъемлемая часть культурного кода русских, белорусов и украинцев. И именно на религиозном фронте сегодня Запад развязывает настоящую войну — судьба УПЦ на Украине тому пример. Происходящее в наши дни во многом схоже с той борьбой, которую вели с наследием «русского мира» и православием сто лет назад.

В своем выступлении от 21 июля прошлого года Владимир Путин напомнил о важных в нынешней ситуации фактах из польской истории ХХ столетия: «В 20–30-е годы прошлого века в так называемых Восточных кресах Польши — а это территория Западной Украины, Западной Беларуси и части Литвы — проводились жесткая полонизация и ассимиляция местных жителей, шло подавление национальных культур, православия».

Преследование православной церкви в межвоенной Польше остается для российской общественности по большей части terra incognita. Ведь РПЦ переживала в этот же период свою, более страшную и кровавую Голгофу: репрессии против духовенства, разрушения храмов, активная атеистическая пропаганда. Однако в соседней стране тоже происходили достаточно трагичные для православия события.

Собор-шедевр

30 августа (12 сентября по новому стилю) 1894 года, в день церковной памяти Александра Невского, почитаемый всей Россией как подвижник протоиерей Иоанн Кронштадтский заложил в Варшаве первый камень величественного собора в честь этого святого князя. Пожертвовал священник и немалую сумму на его возведение — 135 тысяч рублей.

Необходимость возведения нового большого православного храма начала ощущаться в конце 1880-х годов, когда существовавший в Варшаве Троицкий кафедральный собор стал тесен для верующих.

Местом строительства была выбрана Саксонская площадь, которая стала называться Соборной. В конкурсе на постройку победил архитектор Леонтий Бенуа, предложивший проект пятикупольного здания в стиле древних храмов Владимиро-Суздальской Руси. Кресты решили установить четырехконечные, чтобы не вызывать негативных чувств у католического населения.

У храма было три престола: центральный в честь Александра Невского и боковые во имя просветителей славян — Кирилла и Мефодия и Николая Чудотворца. Главную икону собору подарил купец-меценат Савва Морозов. Стены украсили мозаики, выполненные по эскизам Рябушкина, Судковского, Бруни, Думитрашко в знаменитой мастерской мозаичиста Фролова в Санкт-Петербурге.

Руководителем отделки стал Виктор Васнецов. Мастер создал и главную мозаику собора площадью тысяча квадратных метров — «О Тебе радуется», изображавшую Богородицу с Младенцем. Также под руководством художника были созданы и другие композиции: «Евхаристия», «Спаситель в терновом венце», «Отечествие», «Сошествие во ад», «Ангелы» и прочие.

Украсили собор также 16 колонн из яшмы, подаренных императором Николаем II, в декоре использовались каррарский мрамор и финский гранит. Применялись и тогдашние технические новинки — центральное отопление и электрическое освещение.

Храм мог вместить до 2500 молящихся. В Москве были отлиты колокола, среди которых выделялся гигант весом в 25,6 тонны; его язык, весивший тонну, раскачивали пять звонарей. Привлекала внимание варшавян и гостей города и колокольня собора, похожая на московскую колокольню Ивана Великого и возвышавшаяся на 73 метра. На ее верху была сделана специальная смотровая площадка, с которой открывался вид на всю Варшаву и ее окрестности на расстояние до 30 верст.

В ноябре 1900 года основное здание было закончено, а отделку завершили в 1912-м. Всего постройка обошлась в 4,5 млн рублей — колоссальная сумма по тем временам. При освящении собора 20 мая 1912 года архиепископ Николай Варшавский сказал: «Создатели храма не имели и в мыслях своих ничего враждебного инославию (так в православном богословии называют христиан других конфессий), нас окружающему. Насилие и неправда не в природе православия. Здесь всегда будет возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения».

Однако этим пожеланиям не суждено было сбыться.

«Окончится его действие сразу же с окончанием господствования России в Польше»

По легенде, эти слова сказал отец Иоанн Кронштадтский при закладке собора. Уже в августе 1915 года во время наступления немцев на Варшаву из него были вывезены иконы и колокола, большой колокол при этом для удобства разрезали на части. Вошедшие в город кайзеровские войска сделали в здании гарнизонный храм — там был установлен орган и попеременно проводились католические и протестантские службы.

С возрождением независимой Польши в 1918 году вопрос о дальнейшем существовании православного собора вызвал большие дискуссии.

Во время советско-польской войны среди поляков распространилось мнение, что купола храма Александра Невского воодушевляли красноармейцев наступать на Варшаву, а само здание воспринималось как символ российского господства. Вопрос о судьбе собора рассмотрел Сейм, принявший решение о его сносе. Против проголосовал только единственный русский депутат Николай Серебренников.

Но однозначную поддержку такое решение парламента у польской интеллигенции не вызывало. Так, известный архитектор Стефан Шиллер в интервью журналу «Иллюстрированный еженедельник» за 1 мая 1920 года говорил, что «это монументальное здание, где есть все виды произведений искусства высокой художественной ценности. Гигантские мозаики, внешние и внутренние, мраморные резные колонны, фрески настолько тесно связаны с этим зданием, что если лишить его всего этого, останется лишь бесполезный щебень».

Шиллер ратовал за проект перестройки здания под католический костел с одним куполом. Предлагалось сделать в соборе архив и музей «мученичества польского народа».

Член польского Сената, активный защитник прав белорусов Вячеслав Богданович говорил: «Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволе. Я бы сказал, что пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающим их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, он будет памятником, позорным памятником нетерпимости и шовинизму!

Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение такого поступка, и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора. Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы — англичане, американцы — и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру — естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации».

Для защиты храма даже приводился пример Святой Софии в Константинополе, которая не была разрушена османами. Но собор все равно решили уничтожить.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Коза», елка, оливье: традиции отмечать Новый год уже не одна сотня лет
1 января
Новый год — один из самых любимых праздников у жителей бывшего СССР. На всем постсоветском пространстве люди общаются со своими родными и близкими, фотографируются на фоне празднично наряженных елей, пьют шампанское и едят оливье. Новый год — праздник с богатым прошлым, причем, с общим для всех восточнославянских народов. Возможно, он сможет напомнить тем, кто в данный момент откололся от братьев, что они на самом деле «единого деда внуки» с теми, кого сегодня считают чужими?
Польский шахматист отказался пожать руку россиянину
3 января
В Самарканде на чемпионате мира FIDE по быстрым шахматам польский гроссмейстер Ян-Кшиштоф Дуда отказался жать руку россиянину Денису Хисматуллину.
Молдова и Украина «облизываются» на Приднестровье: ждать ли эскалации конфликта в новом году
4 января
Режим Майи Санду окончательно свернул переговорный процесс с Тирасполем и взял курс на интеграцию Приднестровья силовыми методами. Для этого Молдова организовала вместе с Украиной экономическую блокаду левого берега Днестра, а также при содействии НАТО проводит ускоренное перевооружение Национальной армии. Правда, внутри республики все еще есть политические силы, которые считают, что достичь приднестровского урегулирования можно исключительно мирным путем.
Захарова оценила призывы главы МИД Польши поставлять дальнобойные ракеты Украине
3 января
Предложение министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского передать Украине ракеты дальнего радиуса действия представляет угрозу для его страны. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.