×
История История

Россия уже освобождала территорию Харьковщины. От Литвы.

Источник изображения: museums-48.ru

С 2014 года в общественном восприятии событий, происходящих на Украине, большое значение стало иметь осмысление исторического прошлого этой страны. Особенно дали о себе знать различия в культуре, языке, менталитете ее жителей, обусловленные в том числе и разной исторической судьбой различных территорий Украины. Так, еще в январе 2013 года харьковский депутат Владимир Алексеев в статье «Предтеча Переяславской рады» обращал внимание на тот факт, что ко времени Переяславской рады 1654 года, который в советской историографии официально воспринимался как дата «воссоединения Украины с Россией», Богдан Хмельницкий контролировал только 10–12% современной территории Украины в нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областях. Вся же остальная ее территория — это плоды побед, добытых российским оружием, и искусства российской дипломатии, а также… подарки России.

Так, Правобережная Украина вошла в состав Российской империи после 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году; Северное Причерноморье было завоевано в основном в эпоху Екатерины II в результате русско-турецких войн; Галиция, Волынь, Северная Буковина, Южная Бессарабия, Закарпатье вошли в состав УССР при Иосифе Сталине, и так далее. Особую историю среди других современных украинских территорий имеет Харьковщина, юридически вошедшая в состав Русского государства на 151 год раньше Переяславской рады — в 1503 году.

Одной из исторических территорий Древней Руси была Северская земля, Северщина. Первоначально эта территория входила в состав Черниговского княжества, с конца XI века большую ее часть занимало Новгород-Северское княжество. Одним из новгород-северских князей был Игорь Святославич, чьему неудачному походу на половцев посвящено «Слово о полку Игореве». На границе княжества с Диким полем находился и упоминаемый в этой эпической поэме древнерусский город Донец, именно в него князь Игорь бежит из половецкого плена. Городище Донца было обнаружено археологами на правом берегу реки Уды на окраине Харькова. Во 2-й половине XIV века Северская земля перешла под контроль Великого князя Литовского.

Иван III вошел в нашу историю как князь,объединивший Русское государство, завершивший освобождение от золотоордынского ига (стояние на Угре 1480 года). Однако внешнеполитическая деятельность великого князя на западном направлении практически неизвестна в широком общественном сознании. Она тоже была своего рода продолжением процесса «собирания русских земель» — Московская Русь здесь столкнулась с Великим княжеством Литовским, соперничавшим с Москвой за господство на бывших землях Древнерусского государства.

Конфликт начался без формального объявления войны с пограничных стычек в 1480-е годы, при этом часть приграничных князей (Одоевские, Воротынские, Белевские и так далее), служивших литовским князьям, перешла в подданство московского государя. Этот этап противостояния закончился подписанием в 1494 году Московского мира, по которому Русское государство получило Вяземское и Верховские княжества, находившиеся в верховьях Оки и бывшие в XII–XIII веках уделами черниговских князей. При этом с обеих сторон запрещался переход приграничных (украинных) удельных князей в подданство государя-соседа.

Однако вскоре это условие было нарушено, что стало поводом к новому конфликту. В апреле 1500 года на службу к великому князю захотели московскому перейти северские князья Семен Иванович Стародубский (в его владения входили Стародуб, Чернигов, Гомий (ныне Гомель), Любеч) и Василий Иванович Шемячич (он владел Новгород-Северским, Рыльском, землями современной Харьковщины). Для обоснования своего перехода к русскому государю князья заявили, что в Литве «на них пришла великая нужа о греческом законе, и государь бы их пожаловал, взял бы к себе и с вотчинами».

Под «греческим законом» здесь надо понимать православную веру, которая подвергалась притеснениям в Великом княжестве Литовском. Для мировосприятия средневекового человека религиозные вопросы имели большое значение, и православному литовскому князю приходилось выбирать, иметь ли ему своим господином единоверного государя московского или католического великого князя в далеком Вильно (ныне Вильнюс).

О событиях, неблагоприятных для православных, рассказал великому князю Ивану еще один князь-перебежчик из Литвы — Семен Иванович Бельский. Опираясь на его слова, Иван III писал литовскому великому князю Александру Казимировичу, что последний посылал «владыку смоленского да своего бискупа виленского к князем к русским и ко всей Руссии, которые дръжат греческий закон, и говорил им (прим.: католический бискуп) от тебя, чтобы они приступили к римскому закону».

И хотя князь Александр опровергал информацию о отправке католического епископа к православным князьям, столкновение становилось неизбежным. Николай Карамзин так описывает реакцию московского князя в «Истории государства Российского»: «Строят латинские божницы в городах русских, отнимают жен от мужей, детей от родителей и силою крестят в Закон римский. И могу ли я видеть равнодушно утесняемое православие?». Объективности ради заметим, что некоторые современные историки (например, Михаил Кром) считают, что религиозные вопросы для решивших сменить подданство князей были только предлогом, а руководствовались они другими соображениями.

Как бы то ни было, с прошением о переходе под власть Москвы они обратились сами. Можно сказать, что их просьба как бы предваряла то, что сделал полтора века спустя Богдан Хмельницкий.

Боевые действия начались весной 1500 года. Театр военных действий был довольно обширным, его протяженность с севера на юг составила около 900 км. Русские войска под командованием опытного воеводы Якова Захарьевича Кошкина-Захарьина вошли в пределы владений Семена Стародубского и Василия Шемячича, без боя заняли Рыльск, стремительно взяли Брянск, и именно после этого князья Иван Можайский и Василий Шемячич принесли присягу московскому князю. Рать Андрея Челядина из Великих Лук должна была создать угрозу Смоленску и прикрыть Новгород. Младший брат Якова Захарьевича Юрий Захарьевич должен был сковать основные силы литовского войска, прикрывая направление Вязьма — Можайск, его ратники взяли Дорогобуж.

Как отмечал летописец, «князь Александр Литовский, собрав силу многу, и посла на Юрия Захарьича воевод своих многих, панов и гетманов со многими людьми, и воевода большой был князь Константин Острожский». В подкрепление войску Юрия Захарьича Иван III послал боярина Данила Васильевича Щеню «с тверскою силою». Генеральное сражение состоялось 14 июля 1500 года на реке Ведроша под Дорогобужем. Литовское войско потерпело поражение, князь Константин Острожский попал в русский плен. Успешные действия на Смоленском направлении облегчили решение главной политической задачи кампании — занятие Северских земель. 6 августа войска Якова Захарьевича взяли Путивль. В конце 1500 года Александр Казимирович заручился помощью нескольких союзников: своих братьев — королей Польши Яна Ольбрахта и Венгрии и Чехии Владислава II, заключил союз с Большой Ордой Ахматовичей и Ливонским орденом. Большая Орда развернула военные действия против союзника Ивана III — крымского хана Менгли-Гирея, а литовцы и ливонцы начали совместный поход на Псковские земли в сентябре 1501 года, однако их действия не имели успеха из-за плохой согласованности.

Не совсем удачной была и попытка совместного наступления на Литву русского и крымского войска в 1502 году: осада Смоленска сыном Ивана III Дмитрием Ивановичем Жилкой затянулась, московское войско было вынуждено отступить. Однако глубокий рейд крымцев по литовским землям способствовал тому, что Александр Казимирович решился на мирные переговоры.

В марте 1503 года в Москве начались переговоры о перемирии. На них московские бояре, выступавшие от лица Ивана III («государь наш велел вам говорити»), заявили, что «не то одно наша отчизна, кои городы и волости ныне за нами: и вся Русская земля Божьею волею из старины от наших прародителей наша отчизна». Таким образом, Московское государство заявляло о своей преемственности от Древнерусского государства, или Киевской Руси, и претендовало не только на отвоеванные у литовцев Брянск, Рыльск, Путивль, Чернигов, но и на остававшиеся в Великом княжестве Литовском Киев, Смоленск и другие города. «Перемирные» грамоты были утверждены Иваном III 25 марта, из-за совпадения с православным праздником перемирие стало называться Благовещенским. Окончательно итоги войны закрепили «вечным миром», подписанным в Москве в 1508 году. 

Московскому государству отошли все завоеванные земли, обширная территория с 19 порубежными городами, среди которых Стародуб (в настоящее время Брянская область), Брянск, Чернигов, Путивль (в настоящее время Сумская область), Новгород-Северский (в настоящее время Черниговская область), Рыльск (в настоящее время Курская область), Курск. Их население целовало крест на верность великому московскому князю, а в официальной практике Русского государства появилось словосочетание «Государева Слободская Украйна». Не вдаваясь в обширную этимологию и споры вокруг слова «Украйна», заметим, что в данном контексте оно означало особый приграничный статус этих территорий.

Слово «слободская» происходило от названия поселения — слобода. Чтобы привлечь новых поселенцев, русские власти освобождали слободы от повинностей, вводило льготы для их жителей. Именно за южной частью древней Северской земли, пограничной с Диким полем, закрепилось название «Слобожанщина». В наши дни оно все чаще звучит в военных сводках.

Обратим внимание, что Слобожанщина вошла в состав Русского государства за полвека до присоединения к нему Казани и Астрахани, за 80 лет до сибирского похода Ермака.

Также забытым фактом является то, что Черниговщина и Новгород-Северский входили в состав молодого Московского государства больше 100 лет, до конца Смутного времени, когда по Деулинскому перемирию 1618 года перешли в состав Речи Посполитой, однако по Андрусовскому перемирию 1667 года были возвращены Москве (пробыв в составе Речи Посполитой 49 лет). Таким образом, нынешние Сумщина, Харьковщина и Черниговщина находились в составе Русского государства дольше всех остальных территорий современной Украины.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
На новой Родине: жизнь гагаузов после переселения в Российскую империю
13 мая
Большая часть гагаузов переселилась на юг Бессарабии из Добруджи (северо-восток Болгарии) в конце XVIII и первых десятилетиях XIX веков, спасаясь от турецкого гнета. Основные волны переселений приходились на время русско-турецких войн, облегчавших возможность пересечения границ Османской империи. В свою очередь русское военное командование обещало переселенцам различные льготы.
В РПЦ предупредили об угрозе подавления религиозной свободы в Эстонии
7 мая
Заявление эстонского парламента с осуждением Московского патриархата может оказаться прелюдией к принятию властями этой страны практических мер, направленных на лишение верующих права принадлежать к Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП).
Почему в Литве замалчивают зверства националистов и прославляют их мнимые подвиги
22 мая
Ровно 76 лет назад, 22 мая 1948 года, началась операция Министерства госбезопасности СССР под кодовым обозначением «Весна». Целью масштабного мероприятия было ослабление националистического подполья в Литовской ССР. В холодные края выселили, по разным оценкам, около 50 тысяч пособников «лесных братьев». Причем различий между этническими литовцами и представителями других проживающих в республике национальностей не делали, так что все позднейшие попытки объявить акцию МГБ геноцидом у серьезных историков ничего, кроме недоумения, не вызывают.
«Раздели польских офицеров до трусов»: как в 1944 г. «Армия Крайова» пыталась забрать у советских войск Вильнюс
22 мая
В годы войны уроженец Литвы Нахман Душанский окончил спецшколу НКВД для работы на освобождённых территориях. Именно его группа одна их первых заходила в июле 1944 г. в Вильнюс с целью контрразведывательной деятельности.