×
Образование и наука Образование и наука

Радужные перспективы: Латвия выбрала приоритет своего председательства в ЕС?

Источник изображения: top.rbc.ru

Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич написал в своем twitter, что он гей, гордится этим и намерен бороться за правовое регулирование любых видов партнерских отношений. Латвия наконец определилась с приоритетом своего председательства в ЕС, однако выбор, сделанный ее министром, опрометчивый. В Европе складывается феноменальная ситуация, когда за права сексуальных меньшинств будет бороться страна, так до сих пор и не решившая проблем с правами меньшинств национальных.

Из ничего ничто не возникает - говорил Тит Лукреций Кар. Это утверждение автора поэмы «О природе вещей» следовало бы взять на заметку всем комментаторам сенсационного «твита» Эдгара Ринкевича, которые на ровном месте принялись сочинять историю о смелом и мужественном министре, у которого не осталось сил таиться и прятать от всех свою истинную природу. Все эти комментаторы либо не знают, либо игнорируют контекст и предысторию вопроса.

Контекст же в данном случае состоит в том, что сексуальная ориентация министра иностранных дел в Латвии и так была «секретом Полишинеля».

Рига - город маленький, все политико-экспертное сообщество там знакомо друг с другом десятилетиями, и об интимных предпочтениях министра из бывшей Партии реформ там давно было известно. Сам же Эдгар Ринкевич подтвердил позднее, что свою гомосексуальность он особенно не скрывал, хотя и не рекламировал, да и сотрудники латвийского МИД признались журналистам, что они о шефе и так все знали.

Поэтому все рассуждения о доведенном до отчаяния человеке, который не мог больше молчать, попросту несостоятельны и представляют собой чистой воды мифотворчество. Эдгар Ринкевич со своей ни от кого не скрываемой (хотя и не рекламируемой прежде) ориентацией чувствовал себя в латвийском обществе вполне комфортно. Особые сексуальные пристрастия не помешали ему стать самым популярным министром латвийского правительства, одним из «локомотивов» правящего «Единства» на последних выборах, а также самым популярным политиком партии власти, которому избиратели поставили наибольшее количество «плюсов» 4 октября. На выборах в Сейм особо не скрываемая гомосексуальная ориентация Ринкевича не только не использовалась в качестве компромата, но и не распространялась на уровне слухов: какой нормальный человек станет копошиться в чужой личной жизни? - такая установка (вполне современная и европейская) в Латвии сработала.

Если теперь о своих сексуальных предпочтениях в социальных сетях принялся рассказывать сам Ринкевич, то это, во-первых, очередное привлечение к себе внимания в стиле «желтой прессы» и шоу-бизнеса от человека, прославившегося борьбой с Валерией, Газмановым и Охлобыстиным, во-вторых - старт большой политической кампании в защиту сексуальных меньшинств, которая, похоже, ознаменует председательство Латвии в ЕС.

В противном случае глава МИД не стал бы предварять свой взорвавший общественность coming out заявлением о необходимости легализации всех видов партнерских отношений в Латвии. Совсем недавно северная соседка, Эстония, приняла Закон о сожительстве, по сути легализующий однополые союзы. Правда, эстонские власти, дабы успокоить свое консервативное население, до последнего уверяли, что закон принимается не для геев и лесбиянок, а просто для возможности регулировать имущественные споры, возникающие в гражданских браках. Однако заретушировать подобным образом легализацию однополых союзов в глазах своего не менее консервативного, чем в Эстонии, населения латвийским властям не удастся: в следующем полугодии Латвия будет президентом Совета ЕС, а Брюссель с большевистской непреклонностью требует от председательствующих стран доказать свою приверженность идеям толерантности и подержки ЛГБТ-сообщества. Высшим доказательством тому является гей-парад в столице страны-председателя – без него в настоящие европейцы не возьмут! В прошлом году южная соседка, Литва, где население и власть еще более консервативные, чем в Латвии и Эстонии, попыталась было воспротивиться проведению гей-парада. Мгновенно последовал столь резкий окрик из Еврокомиссии, что больше литовские депутаты о защите своих традиционных ценностей даже не заикались.

Так что о том, проводить ли гей-парад в Риге или нет, принимать ли или нет законодательство, аналогичное эстонскому Закону о сожительстве, речь не ведется в принципе. В Брюсселе мнения маленькой дотационной Латвии, политическая элита которой сама мечтает переехать из Риги в Брюссель и сделаться евробюрократами, никто и спрашивать не станет.

Поэтому латвийский министр иностранных дел принял беспроигрышное лично для себя решение не дожидаться, пока какой-нибудь комиссар из Брюсселя начнет требовать от Латвии борьбы за равноправие и защиту меньшинств, а лично проявил инициативу в решении тех вопросов, которые все равно были бы перед Латвией поставлены.

Конечно, поступок Эдгара Ринкевича - это игра ва-банк: латвийское правительство и правящее «Единство» тему легализации однополых браков ни разу не поднимали, а президент Андрис Берзиньш после принятия Эстонией Закона о сожительстве заявил, что для Латвии такой закон нежелателен и не нужен. Однако в карьерном плане риск для Ринкевича оправдан. Во-первых, кто же его теперь уволит, даже если весь латышский истеблишмент зол на министра иностранных дел за навязывание ЛГБТ-повестки не поддерживает его поступок? После того, как западные союзники дружно восхитились честностью «гейроического» министра, страшно представить, какой скандал они закатят руководству Латвии, если последнее отправит «гейроя» в отставку. А по итогам «большого шага в борьбе за равноправие в Восточной Европе», как назвал революционный «твит» главы МИД The Washington Post, Эдгар Ринкевич получит основания рассчитывать на высокую синекуру где-нибудь в ОБСЕ, Еврокомиссии или Amnesty International. Это ли не идеал карьеры латвийского политика: уйти на повышение на Запад вслед за Пиебалгсом и Домбровскисом!

Так что в плане личной карьеры поступок Ринкевича исключительно продуманный и удачный. А вот Латвийской республике глава её дипломатии подложил неслабую «свинью».

Впереди нас ждет фантастическое зрелище:

На ниве защиты прав сексуальных меньшинств будет выступать страна, не только не решающая внутренние проблемы с правами меньшинств национальных, но и не признающая сам факт их существования. Официальной Риге в споре с защитниками традиционных ценностей придется опровергать все те аргументы, которые она же и выдвигала два с лишним десятилетия, как только речь заходила о положении русскоязычного населения, а в придачу к нему еще и латгальцев.

Какой главный аргумент противников гей-парадов, однополых браков и тому подобного? Геям и лесбиянкам никто ничего не запрещает: у себя дома пусть делают, что хотят, но на людях должны вести себя прилично, как все. Но ведь у постсоветской Латвии все годы её существования был точно такой же аргумент по отношению к русскому меньшинству: у себя дома, в кругу семьи говорите сколь угодно долго на русском языке, но если вы живете в Латвии, то единственный официальный язык для вас - латышский. И как теперь власти Латвии совместят одно с другим? Гей-парад в центре Риги - это забота о меньшинствах, а выдать справку в больнице на русском языке будет преступлением против традиционных латышских ценностей?

Гуманный современный Запад признает гомосексуальность врожденным явлением, а попытки с ней бороться и «лечить» геев давно уже считает проявлением фашистского сознания. Однако еще раньше проявлением фашизма на Западе признали принудительную ассимиляцию национальных меньшинств. И ведь именно этим «европейская» Латвийская республика и занимается.

Там «лечат» русских от того, что они русские, искренне полагая, что поступают гуманно: это больные люди, имевшие несчастье родиться русскими в Латвии, поэтому для их же блага нужно силой заставить вытравить из себя «эту гадость» и стать, как большинство, латышами.

Практически день в день с «великим каминг-аутом» Ринкевича начался очередной «крестовый поход» латвийского правительства - на сей раз против русскоязычных радиостанций. Классика жанра: последовательный запрет русских вузов, русских школ, русских детских садов - нельзя давать детям русских вырастать русскими! Удивительное будет зрелище, когда о толерантности и уважении к иному, чем у большинства, взгляду на жизнь начнет говорить страна, в который сажают за несогласие с официальной точкой зрения по ряду исторических вопросов. Латвийское государство станет призывать уважать выбор трансгендеров, называющих себя мужчинами, хотя от природы они вообще-то женщины, и наоборот? Но ведь право латгальцев называть себя латгальцами оно не уважает и не признает...

Министр иностранных дел своей эпатажной инициативностью оказал латвийскому государству медвежью услугу. Защита меньшинств и вообще правозащитный дискурс на государственном уровне - это удел левых стран, а Латвия за 23 года своего существования была исключительно правой страной. Этот хронический перекос вправо привел к тому, что в начале XXI века в национальной, исторической, языковой, социальной политике Латвии сохраняются следы такой архаики позапрошлого века, которая совершенно немыслима для ушедших далеко вперед России, Америки и стран Западной Европы. Чтобы прикрыть этот очевидный для современной европейской страны срам в лучах грядущего председательства ЕС, Эдгар Ринкевич предлагает накинуть на него радужный флажок. Но выйдет только хуже - радужный флажок лишь привлечет внимание и оттенит собою срам, сделав его еще заметнее.