×
Образование и наука Образование и наука

Русские школы Латвии: родители объединяются, чтобы быть услышанными

Источник изображения: http://www.depechestsiganes.fr/

Планы министерства образования и науки Латвии по реформированию системы образования нацменьшинств вызвали тревогу со стороны родителей и побудили задуматься о целесообразности подобных перемен. Чтобы обсудить положение школ и детских садов нацменьшинств республики, 12 апреля был собран Форум родителей, представляющих национальные меньшинства Латвии. О результатах мероприятия и планах на будущее порталу RuBaltic.Ru рассказал организатор форума Константин ЧЕКУШИН:

- Г-н Чекушин, расскажите, пожалуйста, какие цели ставились перед участниками форума?

- Форум создавался для того, чтобы поднять весь пласт проблем, которые в настоящее время присутствуют в школах и детских садах с русским языком. Другой целью было поднять тему о том, что не только министерство образования должно быть заказчиком образования, но и родители имеют на это право.

Кроме того, нашей целью было создать действующую организацию, которая бы объединяла все родительские комитеты всех школ национальных меньшинств Латвии. Подчеркну, не только Риги, но и Латвии.

- Какие основные проблемы в сфере образования, на Ваш взгляд, сейчас можно выделить?

- Самая главная проблема в том, что сейчас отсутствует мониторинг качества образования.

Вторая проблема заключается в том, что многие решения принимаются из политических соображений, а не исходя из научных обоснований. Даже билингвальная система образования, о которой сейчас много говорят, имеет под собой неопределенные риски. Поскольку она вводилась в Эстонии, к нам приехала с докладом Ирина Кург, у которой уже есть опыт в этой сфере и которая могла сравнить разные системы образования. Она показала опасности бездумного подхода к такой методике, и нашей задачей было предупредить родителей и рассказать об этих рисках, а также о том, что будет, если ребёнка сразу отдавать в латышский садик при использовании дома русского языка.

- Как прошёл форум? Что получилось и что не получилось?

- Нужно отметить, что пока у нас ещё есть родительская апатия, потому что людей пришло не так много. Минимум, который я для себя ставил - 40-50 человек. Активных родителей пришло примерно 44 человека. Для первого собрания, которое сильно не рекламировалось, это очень неплохо. Если бы пришло меньше, я был бы недоволен. Вначале было ещё больше людей, около 70, поскольку приходили и бабушки, и специалисты по педагогике и психологии. Так что заинтересованность была.

Форум открывала министр образования и науки Латвии Ина Друвиете, которая рассказала о своей готовности к сотрудничеству и конструктивным беседам. Были представители Рижской Думы, которые также выразили поддержку родительской активности и сказали, что будут рады, если к ним будет стекаться информация о наших инициативах и мероприятиях.

Сейчас наша главная цель – это закрепить итоги, выписать все поднятые темы, написать своего рода хартию.

Это будет документ с положениями, к которым присоединятся все родители.

Я надеюсь, что мы сможем из каждой школы найти своего представителя, и уже с этим документом озвучивать свою позицию перед министерством образования.

- В каком формате планируется работа над этим документом?

- На самом форуме был поднят ряд тем, которые мы сейчас впишем в документ. В течение недели документ будет разослан всем зарегистрировавшимся людям, после чего начнется работа над ним с учётом всех предложений. После этого он будет официально оформлен и отдан на подпись школам. Через какое-то время мы планируем организовать второй форум, на котором, может быть, будет проведено Учредительное собрание, чтобы у нас был легитимный орган представительства родителей.

- Он будет как-либо оформлен юридически?

- Может быть. Как Вы понимаете, в современном мире необязательно иметь юридическую регистрацию в случае с общественными движениями. Если у общественного движения есть круг постоянных участников, проводящих встречи и разрабатывающих ряд документов, то этого уже достаточно, чтобы говорить об общественном движении. Если на первый план выйдут финансовые вопросы, то мы, конечно, зарегистрируемся, но пока таких планов нет.

- Вы упоминали про участие в форуме министра образования Ины Друвиете. Как бы Вы оценили её участие в мероприятии?

- Её участие было в большей степени знаковым, нежели конструктивным, поскольку она описала ситуацию со своей позиции: как у нас всё хорошо, образовательная система построена правильно. Рассказала также и про лёгкие наркотики в школах, что это плохо.

Иными словами, были вступительные общие фразы, которые должны были прозвучать со стороны политика.

С другой стороны, она выразила готовность к сотрудничеству. Посмотрим, насколько это желание будет, когда появятся какие-то реальные «заказы». Если это будет игнорироваться, это будет одно, если нет – другое. Время покажет, насколько правительство реально готово к сотрудничеству.

- Есть ли у Вас какие-либо планы проведения дальнейших проектов и сотрудничество с другими организациями?

- В первую очередь, мы планируем сотрудничать с Вселатвийским движением родителей. Они провели уже два вселатвийских собрания, на которых, к сожалению, не присутствовали представители национальных меньшинств. Возможно, это объяснялось языковыми проблемами, возможно, побоялись.

Моя идея в том, чтобы втянуть родителей в эти инициативы. Я хожу на различные конференции и вижу, что есть большой недостаток представленности нашего мнения и нашей позиции. Поэтому хотелось бы сформировать активную группу родителей, которые не участвовали в этих мероприятиях из-за недостатка информации, и быть проводником информации о проходящих событиях. Темы автономии школ сейчас актуальны по всей стране, и родители должны участвовать в их обсуждении. Наши пожелания похожи, и поэтому очень интересно и перспективно озвучивать их вместе с латышскими родителями.

Мы ни от кого не открещиваемся и принимаем любую помощь. Мы открыты, все, кто хочет нам помочь, могут с нами связаться.