×
Политика Политика

Лукьянов: новое руководство ЕС не сможет изменить внешнюю политику

Источник изображения: www.cisnews.org

Процесс смены руководства основных институтов Евросоюза постепенно движется к завершающей стадии. В конце августа были объявлены избранные на ведущие посты в Европейском совете кандидаты. После выбранного ранее Жан-Клода Юнкера ими оказались премьер-министр Польши Дональд Туск, а также глава МИД Италии Федерика Могерини. О том, как это может отразиться на международной политике Европы и почему страны Балтии выступали против некоторых кандидатов, портал RuBaltic.Ru спросил политолога и главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора ЛУКЬЯНОВА:

- Федор Александрович, как стало известно на днях, Евросовет избрал своим новым председателем премьер-министра Польши Дональда Туска, а глава МИД Италии Федерика Могерини заняла пост главы дипломатии ЕС. Почему, на Ваш взгляд, были выбраны именно эти кандидаты?

- Процесс выбора руководства Евросоюза – это очень сложный процесс согласования интересов, прежде всего, крупных стран, поскольку есть масса критериев. Есть критерий географической принадлежности, чтобы были представлены разные регионы Европы. Учитывается политическая ориентация, а также гендерный критерий: обязательно на высоком посту должна быть женщина. В общем, существует целый ряд критериев, связанных со сложностью устройства ЕС. Но помимо этого важно, чтобы «главные» страны согласовали кандидатуры. Это нужно для того, чтобы в Евросовете не было тех, кто вызывает аллергию у кого-либо из основных европейских государств: Германии, Франции, Великобритании.

Это довольно сложно, и одним из наиболее важных критериев является то, что европейский чиновник, даже если это председатель Европейского совета, не должен быть излишне ярким, самостоятельным и иметь амбиции.

Всё это собирается в одну кашу, и после этого ищется определенный компромисс. В данном случае, этот компромисс очень хорошо виден. Могерини, во-первых, женщина; во-вторых, она представляет страну солидную, но маловлиятельную (Италия не имеет большого веса в Евросоюзе); в-третьих, она относительно нейтральна и относительно благожелательно настроена к России, а сейчас это один из важных вопросов.

Что касается Туска, то, поскольку он премьер в Польше, отношение к России у него достаточно жесткое. При этом он считается умеренным, пользуется поддержкой Германии и не вызывает аллергии у других стран. Поэтому, по всем этим параметрам, они прекрасно друг друга дополняют. Плюс, на третью ключевую должность – председателя Европейской комиссии, две недели назад был назначен Жан-Клод Юнкер. Это тоже кандидат компромиссный, и хотя против него активно выступала Великобритания, большинством голосов он был избран.

- Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов в своем комментарии сказал, что «особых сюрпризов в этом нет». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

- Сюрпризов и правда нет. Кого в итоге назначат, конечно, не было понятно, потому что эта процедура очень сложная. Но и Туск, и Могерини фигурировали как возможные кандидаты, и их избрание не выходит за рамки того, что ожидалось.

- Какое значение для России будет иметь назначение этих политиков на ведущие должности в Европейском совете?

- Если бы сейчас в мире была более-менее «штатная» ситуация и не было бы кризиса на Украине, то для нас этот выбор руководителей ЕС был бы довольно благоприятный. Могерини, как и все итальянские политики и дипломаты, относится к нам с пониманием, и прежде всего итальянцы ориентированы на бизнес. Туск из польских политиков, наверное, менее всего склонен к антироссийской линии поведения, и до украинского кошмара он достаточно прагматично взаимодействовал с Путиным. А Юнкер – просто солидный человек, спокойный. Всё, в общем-то, неплохо, но это перечеркивается той международной ситуацией, которую мы имеем на сегодняшний день.

Мы переживаем острейший кризис, фактически слом модели отношений, и я боюсь, что в этом случае не так уж и важно, кто занимает эти посты. Всё равно наблюдается тенденция ухудшения отношений. Кроме того, не эти люди будут определять европейскую политическую линию. Это будут делать крупные страны, в первую очередь, Германия.

- Как известно, ряд стран Балтийского региона выступали против назначения госпожи Могерини. По словами эксперта РСМД Татьяны Зоновой, «неслучайно против ее избрания на этот пост выступали Польша, Латвия, Эстония, Литва, поскольку они постоянно обвиняют ее в пророссийских позициях». Справедливы ли такие обвинения, на Ваш взгляд?

- В определенной степени. Как я уже говорил выше, имел место компромисс: должность в итоге отдали Могерини, но на другой пост назначили Туска. Иными словами, и одним хорошо, и другим. Это очень типично для ЕС.

- Может ли избрание Туска и Могерини повлиять на позицию ЕС в отношении украинского кризиса?

- Не думаю, что что-то изменится. Новое руководство достаточно сбалансированное, там есть более радикальный Туск и менее радикальные Могерини и Юнкер. Но, опять же, не они формируют политическую линию. Председатель Евросовета – должность почетная, но, скорее, декоративная. По крайней мере, так было при нынешнем председателе Германе Ван Ромпее.

Возможно, Туск попробует сделать её более весомой, но много у него это не получится, поскольку ни одна крупная страна не позволит формулировать политику одному человеку в Брюсселе.

Кроме того, европейские органы ещё минимум пару месяцев будут бездейственны, поскольку это будет переходный период: старая комиссия уходит, новую будут формировать. Будет сложный процесс отбора комиссаров и распределения портфелей. Поэтому не думаю, что от смены лиц Евросоюза что-либо изменится. На украинском направлении, на мой взгляд, качественных перемен не случится.

- На пресс-конференции в Брюсселе Туск подчеркнул, что Европе «нужен мудрый компромисс по Украине». При этом, по его словам, «позиция в отношении России (в связи с украинским кризисом) должна быть отважной, но не радикальной». Как такая позиция может выглядеть на практике, на Ваш взгляд?

- На практике это будет дальнейшее ужесточение санкций.

Отвага, в данном случае, - это ввод санкций, а отсутствие радикализма – это попытки вводить их так, чтобы они не прилетали бумерангом обратно. Другого воздействия на Россию у ЕС нет.

- Не наивно ли рассчитывать на то, что Россия не будет вводить ответных санкций?

- Конечно, это невозможно, и Россия будет реагировать. Вопрос в том, насколько соразмерно Россия попытается реагировать. Соответственно, для Европы это превращается в вопрос, какие санкции вводить и каков будет российский ответ. В том, что санкции будут вводиться и дальше, у меня никаких сомнений нет.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров