×
Политика Политика

«С Россией трудно, без нее еще труднее, а против – просто невозможно»

Источник изображения: www.europarl.ie

Нынешняя международная напряженность со всей очевидностью продемонстрировала косность европейской дипломатии. Для разрешения противоречий с Россией Брюссель все это время использовал лишь один аргумент – санкции. Между тем внутри Евросоюза слышны и голоса, предлагающие альтернативные концепции урегулирования кризиса. Так, 1 декабря в Европарламенте открылся VIII Европейский русский форум, в рамках которого вице-президент ЕП предыдущего созыва Мигель Анхель Мартинес-Мартинес заявил, что диалог с Россией не бывает простым, но он необходим для преодоления кризиса:

- Я пытаюсь проанализировать важные на сегодняшний день для Евросоюза события. Ведется ли Холодная война, идет ли процесс охлаждения или, наоборот, – потепления отношений?

Неважно, как мы это назовем. Происходят тревожные события.

Недавно я вышел на пенсию после 60 лет политической борьбы. Я всегда стремился способствовать продвижению свободы, национального достоинства и прогресса для своих соотечественников в Испании.

Можете представить себе работу в тех условиях, когда к власти в моей стране пришел фашистский режим в лице генерала Франко. Многие тогда подвергались заключению в тюрьму, жизнь усложнилась. Некоторые, как я, были вынуждены пробыть в изгнании много лет. Тогда мы поняли, что такое солидарность, и что наши общие цели могут быть достигнуты лишь при реализации совместного проекта – Европейского Союза.

ЕС или единая Европа должны были стать фактором, обеспечивающим стабильность для всех нас.

Когда меня спрашивали о видении будущего Европы, я отвечал, что оно может строиться как с привлечением России, так и без. Но проект никогда не будет реализован против этой страны.

Такого мнения я придерживаюсь и сегодня. Но ситуация, на данный момент сложившаяся между Россией и ЕС, вызывает у меня серьезную озабоченность: это похоже на конфронтацию. Не знаю, можно ли назвать происходящее Холодной войной, но непонимание и отвержение – налицо. Необходимо противодействовать этому. Нельзя мириться с таким положением дел, оно, с моей точки зрения, является чрезвычайно пагубным для народов. Мы должны искать возможности тесного сотрудничества между Россией и ЕС и проводить политику, учитывающую индивидуальные особенности всех стран.

Я часто бываю в Латинской Америке, Азии и вижу, что все эти страны обращают на нас – Европейский Союз и Российскую Федерацию – пристальное внимание.

А то, что мы видим сегодня, далеко от вдохновляющих примеров хороших взаимоотношений и ответственной политики, служащей народам.

Мы не можем мириться с этим и ситуацией в целом, поэтому необходимо бороться с данными тенденциями. Нам выгодно строить как можно более тесные отношения с Россией, но не наоборот.

Даже не просто удобно, а просто необходимо. Это очень важное условие в структуре международной глобализации. Миром будут управлять 8-9 глобально действующих сил, не больше. Двумя из них являются ЕС и Россия. Мы должны признать, что являемся сиамскими близнецами и не можем игнорировать друг друга. Помимо любви есть необходимость. Она порой заставляет нас делать то, что нам не нравится. Именно в этом формате необходимо действовать. Я всегда старался убедить своих коллег в Европарламенте в том, что мы должны прийти к рациональному решению, обеспечивающему тесное сотрудничество с РФ.

Я не из тех, кто испытывает особую симпатию к сложившейся в России ситуации. Не вижу политической силы, представителей которой я бы назвал своими товарищами. И я не удивлен, что и мои знакомые говорят, что в этой стране нет партии или политической силы, с которой они чувствовали бы некую тождественность. Однако нужно менять то, что происходит сейчас в отношениях между Россией и ЕС. Люди должны это осознать.

Я считаю себя другом Украины, как и другом России. И украинцы, похоже, меня тоже считают своим другом – несколько ранее я даже получил от Верховной Рады награду. Я всегда старался поддержать украинцев в их стремлении стать частью европейского проекта, это было их правом. Я давно говорил, что эта страна должна играть в Евросоюзе роль некоего соединительного моста, общего друга с Россией. Ведь больше всего нам нужны общие друзья.

И что оказалось особенно катастрофическим, так это то, что ряд стран, которые я сейчас не буду называть, вступили в Евросоюз, чтобы показать некую враждебность по отношению к России. Это в определенной степени "заразило" ряд органов Евросоюза. Я всегда старался говорить со своими друзьями в этих странах, и всегда объяснял, что стремление этих стран подчеркнуть свою важность и значимость не сможет реализоваться через возбуждение враждебности к такому большому и важному соседу.

Что сделало бы их важными, релевантными в глазах ЕС? - Превращение в самого главного друга этого большого соседа. Но эта идея не находила серьезного отклика.

Когда ты, маленькая страна, присоединяешься к большому проекту, то думаешь, что тебя это сделает более значимым, в глазах увесистого соседа. Но здесь нужно понимать, что крупные не будут подвергать опасности свои народы и пальцем не пошевелят, чтобы удовлетворить эти враждебные настроения небольших и молодых членов семьи.

Я впал в отчаяние, когда узнал о подходе, который Евросоюз избрал для решения украинского кризиса. Все восходит к глубокому невежеству политиков, проявленному в украинском вопросе. Они даже не представляют, насколько хрупкой является эта страна, какие разные культуры и менталитеты она объединяет. По моему мнению, Европа любыми средствами должна была укрепить стабильность в этом государственном образовании. А они поступили совершенно противоположно. Внесли свой вклад в дестабилизацию ситуации, усугубили факторы нестабильности.

У меня есть определенное представление о положении дел, о том, как эта ситуация развивалась, но сейчас мне очень сложно представить, как можно ее разрешить. Мой «свет в конце туннеля», мой взгляд на это прост: можно решить существующие проблемы, если мы будем более тесно и эффективно работать с Россией.

С Россией очень трудно, без нее еще труднее, а против – просто невозможно.

Как же лидеры наших стран не поймут этого?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров