×
Политика Политика

Западные страны в избирательной кампании Беларуси: мониторинг активности – III

Балтийский регион – один из политических центров, традиционно принимающий на себя функцию «проводника демократии» на постсоветском пространстве. Белорусское направление, тем более незадолго до выборов президента, здесь не исключение. Поэтому портал RuBaltic.Ru продолжает мониторинг активности западных стран относительно продвижения их интересов в рамках президентской избирательной кампании в Беларуси — 2015.

Евросоюз

Во вторник, 28 июля 2015 г. в Брюсселе состоялся первый раунд диалога по правам человека по линии Беларусь-ЕС. Белорусскую делегацию возглавил начальник главного управления многосторонней дипломатии МИД Юрий Амбразевич, делегацию ЕС – начальник управления прав человека и демократии Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) Сильвио Гонзато.

silviogonzatto.jpg

Накануне встречи Международная федерация за права человека совместно с белорусским правозащитным центром «Весна» направили письмо руководителям европейской дипломатии. Правозащитники призывали к тому, чтобы диалог был основан на конкретных политических обязательствах высшего руководства Беларуси, вплоть до проведения реформ. Однако первый раунд переговоров прошел без ультимативных требований со стороны ЕС. Среди тем, стоявших на повестке дня двустороннего обсуждения, были свобода слова в Беларуси, применение смертной казни, а также соблюдение прав ребенка. Делегация Евросоюза также поднимала вопросы о политзаключенных и задержании правозащитников. Примечательно, что в рамках первого раунда поднимался вопрос о создании в Беларуси национального института по правам человека.

Как сообщила об итогах диалога пресс-служба МИД Беларуси, итоги встречи продемонстрировали обоюдное стремление Беларуси и ЕС к «углублению диалога, в том числе по тематике прав человека», а переговоры позволили провести «честный и уважительный первоначальный обмен мнениями по существу вопросов с целью последующего укрепления взаимного доверия и развития сотрудничества». Однако заметно шире трактует данный диалог официальный Брюссель. Как отметили в пресс-центре ЕСВД, кроме укрепления взаимного доверия на линии Беларусь-ЕС и развития сотрудничества, Брюссель ожидает, что следующие раунды переговоров будут в первую очередь содействовать реформам. Следующий раунд диалога стороны предварительно договорились провести в 2016 году в Минске.

Диалог по правам человека – распространенный для Брюсселя формат консультаций со странами, не входящими в Евросоюз. Такой диалог ведется более чем с 40 государствами из разных регионов мира. В 2009 году уже была попытка запуска диалога Беларуси и ЕС по вопросам прав человека, однако тогда состоялся один раунд переговоров, и развития данная инициатива не получила. Решение же возобновить диалог по правам человека стороны приняли в этом году. Вместе с другими шагами по улучшению отношений Минска и Брюсселя возобновление именно этого диалога было позитивно отмечено в итоговой декларации Рижского саммита «Восточного партнерства».

В свою очередь, представительство Евросоюза в Беларуси также активно поднимает проблемы свободы слова в республике. Так, глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора ответила на обращение Европейской федерации журналистов к белорусским властям с требованием прекратить преследование журналистов-фрилансеров: «Делегация Евросоюза постоянно поддерживает контакт с Белорусской ассоциацией журналистов, работая ради установления обстоятельств всех проявлений давления, применяемого к журналистам-фрилансерам. Мы постоянно поднимаем проблемы свободы СМИ в ходе встреч с белорусскими властями».

mora.jpg

М.Мора напомнила, что 20 июля Совет по иностранным делам ЕС принял основы плана действий по правам человека и демократии на 2015-2019 годы, где говорится, что Брюссель будет увеличивать усилия по продвижению безопасного и благоприятного окружения, в котором гражданское общество и независимые СМИ смогут развиваться. Евросоюз возлагает на Европейскую службу по внешнеполитической деятельности задачи противодействовать применению законодательства, нормативов и давления властей, которые ограничивают свободу высказываний.

Польша

Внутриполитическая ситуация Беларуси все чаще становится предметом обсуждения среди польских экспертов и политиков. Так, Роберт Тышкевич, глава Комиссии по вопросам внешней политики Сейма Польши, заявил, что Польша признает белорусские выборы свободными и демократическими только при соблюдении двух условий. «Во-первых, избирательное законодательство должно соответствовать демократическим стандартам. Во-вторых, во время проведения избирательной кампании всем кандидатам должна быть обеспечена свобода распространения информации, проведения встреч, акций, равные возможности сформировать бюджет кампании. По оценке международных организаций, Избирательный кодекс Беларуси не является демократическим, и без его реформы выборы не могут быть признаны», – отметил Р.Тышкевич.

gi-13635-64641-big.jpg

В свою очередь, по мнению польского политического обозревателя Лукаша Ясина, и ЕС, и Польша не будут поддерживать Александра Лукашенко во время избирательной кампании. Эксперт подчеркнул, что никто в Польше открыто не будет поддерживать Лукашенко до 11 октября, когда в Беларуси пройдут президентские выборы, — ни новоиспеченный президент Польши Анджей Дуда, ни премьер-министр не поедут в Минск с официальным визитом.

«Нет, это не значит, что мы станем думать, будто Александр Григорьевич – демократический лидер, но... У нас на одной стороне – геополитическая безопасность, поскольку Беларусь – буфер между Польшей, всей Европой и Россией, безопасность наших граждан, а на второй – демократичное общество в Беларуси», – заметил Л.Ясин. Однако вопрос о том, какая из этих двух сторон наиболее приоритетна для Польши, эксперт оставляет без ответа.

141_4.JPG

США

Государственный Департамент США на минувшей неделе представил ежегодный доклад о ситуации с торговлей людьми и принудительным трудом в 188 странах мира. Беларусь в данном рейтинге спустилась из стран второго уровня на третий (самый низкий). Как декларируется в докладе, несмотря на активность официального Минска по борьбе с торговлей людьми на международном уровне, внутри страны власти не предприняли достаточных усилий по защите жертв таких преступлений.

Среди фактов, переместивших Беларусь на третий уровень рейтинга в докладе Госдепа США, выделены: привлечение к обязательным работам солдат срочной службы; вступивший в силу с 2015 года декрет о «тунеядцах»; отправка студентов на сельскохозяйственные работы; обязательные работы как метод реабилитации для алкоголиков и наркоманов; принятый в 2012 году декрет № 9, запрещающий увольняться без разрешения руководства работникам предприятий деревообработки; обязательное распределение студентов-бюджетников, а также, что отдельно примечательно, практика субботников, которая «требует от госслужащих, работников госпредприятий и многих частных компаний периодически работать в субботу и жертвовать часть зарплаты на финансирование государственных проектов». Критика в данной сфере со стороны США вполне может стать предлогом для усиления давления на Беларусь со стороны Вашингтона. Как сообщила на брифинге заместитель госсекретаря США Сара Сьюэлл, после опубликования доклада у президента США есть право ввести санкции, не связанные с гуманитарным и торговым сотрудничеством, против стран, попавших в третью группу в документе.

state-department-issues-worldwide-travel-alert-because-of-al-qaida-terror-threats-sfm.md_.jpg

Однако тот факт, что Беларусь попала в низшую группу данного рейтинга, пока не мешает США развивать с Минском сотрудничество в авиакосмической сфере. Так, 3 августа делегация Палаты представителей Конгресса США посетит Национальную академию наук (НАН) Беларуси для переговоров. «Цель визита – проведение переговоров с руководством НАН Беларуси о перспективных направлениях и механизмах белорусско-американского сотрудничества в авиакосмической сфере и в области энергосбережения», – отметили в пресс-службе НАН.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров