×
Политика Политика

Как латвийское правительство само зовет Россию в Латвию?

Источник изображения: america.aljazeera.com

Этой осенью в Риге прошла презентация результатов исследования процесса интеграции латвийских неграждан, в рамках которого авторы пытались выяснить их мотивацию в принятии гражданства Латвии. Анализ опроса чётко даёт понять: либо латвийское правительство будет заниматься проблемой неграждан, либо эта проблема «займётся» латвийским правительством.

По статистике Управления натурализации за последние пять лет, в среднем в год гражданство получили чуть более двух тысяч человек, а в 2013 году этот показатель был одним из самых низких, не превысив даже двух тысяч. Это свидетельствует об одном: натурализация практически прекратилась, а количество неграждан всё ещё остаётся довольно большим – 282 тысячи человек, или 13% всего населения страны. Вполне логично, что авторы пожелали узнать мнение самих неграждан о процедуре натурализации и причинах нежелания становиться латвийскими гражданами. Этой теме посвящён самый большой раздел данного исследования.

Среди главных упомянутых ответов, почему неграждане не хотят принимать гражданство, можно выделить следующие: значительная часть неграждан считает, что гражданство им полагается автоматически (25%); не может сдать экзамены (21%); ждёт облегчения данной процедуры (17%). При анализе ответов в разрезе возрастных групп замечено, что мнение об автоматическом предоставлении гражданства более популярно среди молодых неграждан в возрасте от 21 до 40 лет. Также именно в этой группе, согласно собственной оценке респондентов, самые лучшие знания латышского языка.

Поэтому мнение национально настроенных латышских политиков, что неграждане не хотят натурализоваться из-за незнания ими латышского языка, не имеет под собой никаких оснований.

Если говорить о владении латышским языком, то, согласно опросу, более половины неграждан (58%) знает язык хотя бы на разговорном уровне, и только 42% вообще не знают его или знают только простые фразы. Конечно, этот показатель также значительно отличается по возрастным группам: более молодые неграждане знают язык намного лучше, чем люди старшего возраста, но практически во всех возрастных группах удельный вес жителей, знающих латышский, превышает долю тех, кто его не знает. Единственную возрастную группу, где большинство не знает латышского, составляют неграждане старше 61 года, но и в ней 38% понимают его хотя бы на разговорном уровне.

Очевидно, что причины остановки натурализации неграждан кроются отнюдь не в незнании латышского языка. Чтобы выявить данные причины, исследователи провели 40 глубинных интервью в Риге, Даугавпилсе, Лиепае и Елгаве, где проживает наибольшее количество неграждан Латвии. Также в каждом городе опрашивались жители разного возраста и пола, что позволило создать общую картину представлений неграждан. По результатам интервью оказалось, что большинству неграждан гражданство Латвии не нужно в силу различных экономических и социальных причин. Среди них были названы: возможность ездить в Россию без виз, получение российского гражданства (а значит, возможность претендовать на российскую пенсию), нежелание платить пошлину, а также тратить время на улаживание различных формальностей, связанных с натурализацией.

Интересно, что молодые люди тоже пока не думают о натурализации, а скорее рассматривают возможность принять гражданство других стран ЕС. Как высказался один из молодых опрошенных неграждан: «Когда вырасту, возможно, я выберу какое-нибудь гражданство. Я подумаю, что мне будет лучше, где — возможно, в какой-либо другой стране, в Европе. Что мне будет лучше, то и выберу».

Данный ответ очень хорошо отображает позицию молодых латвийцев, большинство из которых нацелено на эмиграцию из Латвии, что также было видно из этого опроса. Единственным стимулом для приобретения гражданства является отъезд молодёжи из Латвии на заработки в более благополучные страны ЕС, либо отъезд пожилых людей за границу к своим детям, которые тоже в Латвию уже не вернутся.

Не обошли авторы в своём исследовании и чувство принадлежности неграждан к Латвии, рассматривая его как стимул для получения гражданства. Выяснилось, что значительная часть неграждан, особенно старшего возраста, испытывает большее чувство принадлежности к России и Белоруссии, нежели к Латвии, и планирует в будущем получить гражданство именно этих стран. Также многие интервьюируемые респонденты считают, что их статус негражданина — это несправедливость, а требования сдавать экзамены по натурализации для получения гражданства Латвии являются оскорбительными и дискриминирующими. Такие мнения характерны как для пожилых неграждан, которые долгое время прожили в Латвии, но не родились здесь, так и для неграждан моложе 40 лет, которые родились в Латвии и никуда отсюда не выезжали.

Все эти факторы ясно показывают отношение большинства неграждан к Латвии. Поэтому довольно логично, когда на вопрос «Насколько Вы гордитесь тем, что Вы принадлежите Латвии?» 51% опрошенных ответили, что нисколько не гордятся либо скорее не гордятся этим, а ещё 2% сказали, что не испытывают принадлежности к Латвии.

Чувство принадлежности и «родины» у неграждан прямо связано с тем, где конкретный человек родился и во сколько лет он появился в Латвии.

Более молодые неграждане чаще называют своей родиной Латвию, тогда как представители старшего поколения говорят либо о двух родинах, либо считают своей родиной ту страну, где они родились или выросли. В то же время значительная часть считает своей родиной не именно Латвию, а конкретный город: Даугавпилс, Лиепаю, Ригу, — что свойственно всем возрастным группам и указывает на большую проблему в самоощущении неграждан.

Глубинные интервью показали ещё одну интересную тенденцию. Большинство неграждан среднего и старшего возраста не собирается уезжать из Латвии и считает, что именно неграждане наиболее лояльны Латвии, потому что остаются здесь, тогда как граждане-латыши массово эмигрируют в Англию и Ирландию.

Всё это даёт основания предполагать, что значительная часть неграждан в Латвии будет ещё долго и в ближайшее время, как думают многие латышские национально ориентированные политики, эта проблема не уйдёт, а будет одной из доминирующих в латвийском политическом поле.

В среднем за последние пять лет наблюдается стабильная тенденция сокращения количества неграждан примерно на 15 тысяч человек в год. По всем прогнозам, даже ещё минимум через 10 лет их количество будет составлять более 100 тысяч человек, поэтому вопрос об их статусе ещё долго будет актуальным. Также следует отметить, что на натурализацию приходится только 14% уменьшения числа неграждан. В основном же (55 - 60%) это количество уменьшается в результате их смерти либо (25 - 27%) при принятии гражданства другой страны.

Гражданство каких стран в основном принимают неграждане, сказано не было, однако был показан график увеличения количества граждан России, проживающих в Латвии. За последние пять лет их количество увеличилось в полтора раза, и сейчас оно составляет почти 50 тысяч человек. Поэтому данное исследование наглядно демонстрирует, что проблему массового безгражданства нужно решать, и желательно быстро. Ведь вполне возможно, что такими темпами в ближайшие десять лет количество российских граждан может превысить количество неграждан, и тогда решать эту проблему сможет уже Россия, а не Латвия. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров