×
Политика Политика

Мирослав Митрофанов: актуален ли еще в Латвии «русский вопрос»?

Источник изображения: rk.gov.ru

На прошедших 4 октября парламентских выборах в Латвии партия «Русский союз Латвии» получила лишь 1,58% голосов и не прошла в сейм. Причем это произошло на фоне роста популярности националистических политических сил. Портал RuBaltic.Ru поинтересовался о причинах такого результата «русской партии» и перспективах развития РСЛ у сопредседателя правления партии Мирослава МИТРОФАНОВА:

- Мирослав Борисвович, как Вы оцениваете итоги субботних выборов для Латвии и конкретно для Русского союза Латвии?

- Проблема Русского мира заключается в том, что абсолютное большинство русскоязычных жителей, у которых была возможность проголосовать, не представляли последствий своего голосования. Для людей, которые наблюдают и интересуются политикой, исход выборов уже заранее был понятен. Правящие партии не только сохранили, но и укрепили свои позиции.

Большинство избирателей проголосовали очень традиционно – за социал-демократическую партию «Согласие», рассчитывая, что они смогут сформировать альтернативное правительство, работающее на совершенно иных принципах. Парадоксальными я эти выборы считаю потому, что обещания «Согласия» совершенно нереализуемы. Они не могли снизить цены на продукты, отопление, хотя это было одним из главных предвыборных лозунгов. В то же время партия отказалась говорить на тему гражданства, языка и сохранения русских школ, но все-таки получила почти всю поддержку русской общины страны. Впрочем, они потеряли часть парламентских мест и в Сейме будут иметь меньше четверти мандатов.

Второй важный момент – русские граждане проигнорировали эти выборы или же голосовали за латышские парии. Часть русских голосов досталось партии, чьим главным лидером и спонсором является мэр Вентспилса господин Лембергс. Таким образом, партия «Союз зеленых и крестьян» сильно упрочила свое положение в парламенте.

Небольшая часть избирателей, вероятно, голосовала за партию Ингуны Судрабы, которая преодолела необходимый 5% барьер, но в целом успехи у них скромные.

Что касается провала нашей партии «Русского союза Латвии» (РСЛ)… Это будет иметь влияние на будущее русской общины. Проиграла партия не только как организация, но и те принципы, идеалы, за которые мы призывали голосовать.

Люди отдали предпочтение обещаниям дешевых продовольственных товаров, проигнорировав наши призывы голосовать за русский язык, русские школы.

- Нужны ли какие-то изменения Русскому союзу Латвии? Если да, то какие?

- Возникает большой вопрос, что это – случайность или тенденция, обозначающая смену настроений в русской среде и полный отказ от вопросов, которые были важны?

Когда немного успокоится ситуация после выборов, мы проведем социологические исследования, которые помогут выяснить, насколько важны были для русских вопросы о языке, гражданстве, обучении и насколько они актуальны сейчас.

Значит ли отказ от этих принципов на выборах 12-ого сейма, что люди согласились со своим второсортным положением в этой стране и больше не претендуют на многие вещи?

Необходимо все это исследовать. Ответственность за наш проигрыш на этих выборах я беру на себя и официально заявляю, что баллотироваться больше не буду. Но это не значит, что РСЛ уходит из политики. Команда сохраняется, будут другие лица и лидеры.

Вопрос лишь в следующем: надо ли нам настаивать на нынешней программе или же необходимы изменения? Мы проведем исследование, узнаем, какие настроения царят в русской среде, сколь конформистскими они стали и в зависимости от этого откорректируем нашу идеологию. Вдруг окажется, что люди голосовали за «Согласие» с надеждой, что, даже не озвучивая интересную и необходимую для русскоязычных избирателей программу, партия будет ее выполнять и решать так называемый «русский вопрос»? В таком случае мы станем приглашать и искать новых лидеров, учить их, чтобы в будущем они смогли составить достойную конкуренцию для «Согласия».

- Была ли проблема с тем, что РСЛ не смог мобилизовать свой электорат?

- Это и так понятно, вопрос в другом – почему. Причина в том, что мы слишком поздно начали агитацию, узнаваемость наших лидеров была слишком низкой, мы вложили мало средств и т.д.? Или же в том, что наши предложения не были восприняты избирателями? Пока на этот вопрос нет ответа.

- Можно ли считать эти выборы полностью честными и демократическими?

- В общем и целом, да. С другой стороны, в них вновь не принимали участие неграждане. А это означает, что демократия в Латвии далека от совершенства. Кроме того, были массовые попытки подкупа избирателей в бедных регионах страны. В больших городах такого не было, но в местах, где полиции мало и люди живут бедно, жалобы поступали.

- А с чем связана рекордно низкая явка на субботние выборы?

- В общем-то она была лишь немного меньше, чем на прошых парламентских выборах. Однако можно сказать, что русские избиратели голосовали менее активно. Это связано с эмиграцией, смертностью. И люди постепенно теряют веру, что голосование за большую единственную партию может что-то изменить, поскольку ситуация повторяется уже более 10 лет. Люди и раньше массово голосовали за «Согласие», а в результате партию не брали в состав правящей коалиции. Это вызывает разочарование, поэтому люди все чаще игнорируют выборы.

- «Национальный блок», будучи этнической латышской партией, в этот раз на фоне украинских событий увеличил популярность. Почему не увеличилась популярность у этнической русской партии – РСЛ?

- В этом году у нас еще были выборы в Европейский паралмент. Первоначальный уровень известности Татьяны Жданок был достаточно высок, и ее четкая честная позиция по украинским событиям стала достаточным фактором, чтобы обеспечить РСЛ успех на майских выборах. В то же время низкая известность наших лидеров, которые принимали участие в осенних выборах, стала демобилизирующим фактором для действий нашего избирателя.

- Что ждет Латвию с таким Сеймом, который был избран 4 октября?

- Латвия в плане экономического потенциала – очень маленькая страна. Государство тотально зависит от международной обстановки.

Если она будет приблизительно такой, как и предыдущие 4 года, то страну ждет медленное поступательное развитие с малым ростом ВВП, уменьшением населения за счет смертности и эмиграции.

Если же международная обстановка будет накаляться, ЕС продолжит повышать градус агрессии к России, то рано или поздно наступит кризис. Он придет из Германии или другой крупной европейской державы. Это станет очень разрушительным событием для экономики Латвии, сравнимым по эффекту с кризисом 2008 года.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров