×
Политика Политика

Какой интеграции хотят власти от русских Латвии?

Источник изображения: www.svoboda.org

В правительстве Латвии презентовали результаты социологического опроса, проведённого среди русскоязычного населения республики. Выяснилось, что большинство латвийских русских считают себя патриотами Латвии и гордятся своей принадлежностью к этой стране. Однако властям мало лояльности русскоязычного населения латвийскому государству: они хотят ещё и его культурной ассимиляции и ради этого создают на ровном месте межэтнические проблемы, только замедляющие интеграцию латвийского общества.

Исследование настроений латвийских русских проводилось в мае - июне этого года социологическим центром SKDS. Спустя три месяца заказавшее опрос правительство Латвии прямо призналось, что интерес к своему русскоязычному населению у него возник под влиянием крымских и восточноукраинских событий. По словам премьер-министра Лаймдоты Страуюмы, решение о проведении опроса было принято в связи с ситуацией на Украине, «под влиянием которой публичное пространство Латвии заполнили различные мнения и высказывания, в том числе и выражающие поддержку недемократическим ценностям и российской пропаганде». Иными словами, в правительстве и правящих партиях перепугались, что крымские события могут повториться и в Риге, а в Даугавпилсе, например, возникнет Латгальская народная республика.

По всему видно, что перепугались они тогда очень сильно: исследование настроений русского населения было заказано как секретное – первоначально его результаты не просто не собирались публиковать, но хотели сохранить в тайне сам факт проведения соцопроса. То ли результаты в итоге оказались куда более оптимистичными, чем ожидалось, то ли эти результаты немного подкорректировали - в общем, исследование настроений латвийских русских было решено презентовать.

Согласно этому исследованию, 64% опрошенных русскоязычных считают себя патриотами Латвии, а 58% гордятся своей принадлежностью к Латвии.

Что касается владения государственным языком, то 20,7% русскоязычных респондентов заявили, что отлично знают латышский язык, 27,6% оценили свой латышский как «хороший», 27,5% - как «удовлетворительный». Вовсе не знают государственного языка только 4,3% латвийских русских.

Наконец, в правительстве Латвии с гордостью представили рейтинг проблем, которые в первую очередь беспокоят русскоязычное население. Выяснилось, что наиболее актуальными для русского населения являются проблемы, связанные с социальной защитой и социальной политикой (38% опрошенных), безработицей (34%) и низким уровнем жизни (27%). В то время как национальные вопросы и проблема массового безгражданства волнуют только 13% латвийских русских.

Такие цифры власти сочли своей победой. «Результаты исследования указывают на искусственно созданные псевдо-проблемные вопросы в среде национальных меньшинств, высказываемые на местном и международном уровне», - заявили в правительстве республики. Однако при вдумчивом изучении результатов опроса SKDS «победа» латвийского правительства оказывается очень сомнительной. И дело не только в том, что русское население, по сути, высказалось против латвийских властей, назвав главными проблемами в своей жизни те вещи, за которые несёт ответственность латвийское правительство и которыми латвийские правительства все 23 года независимости пренебрегали, потому что они, видите ли, правые. Безработицу, низкий уровень жизни, недостаточную социальную защиту, плохое здравоохранение.

Дело ещё и в том, что «искусственно созданные псевдо-проблемные вопросы в среде национальных меньшинств» создаёт сама власть. Именно правящие элиты, а не какая-то мифическая «пятая колонна», являются главными провокаторами русскоязычного населения Латвии.

Например, среди русских активистов и правозащитников, действительно, очень широко обсуждалась преамбула к Конституции. Но разве русские правозащитники её написали и приняли на заседании Сейма? Другой вопрос: зачем в принципе понадобилось эту преамбулу принимать? Жила себе Латвия 22 года с Конституцией без преамбулы, а на 23-м году выяснилось, что без преамбулы ей дальше никак. Вымрет латышский народ через пару десятилетий без преамбулы, а вот если приписать к основному закону ещё страничку, что Латвия создана, чтобы «гарантировать существование и вековое развитие латышской нации», так, может, ещё подольше проживёт.

О том, что такая приписка звучит как пощёчина для тех, кто живёт в Латвии, но не относится к титульной нации, разработчики преамбулы не подумали. Или специально на это рассчитывали. В любом случае, именно они, эти разработчики, на пустом месте искусственно создали «псевдо-проблемный вопрос в среде национальных меньшинств». Стандартный латвийский русский мог всё это время считать Латвию своей родиной, а себя – её патриотом: болеть за хоккейную сборную, показывать гостям рижские достопримечательности, без проблем общаться по-латышски… Только при новости о преамбуле к Сатверсме у него неизбежно должен был появиться вопрос: «Что же, получается, что моя страна не для меня создана?».

Политика латвийских властей в последние три года как раз и состоит из создания на пустом месте проблемных межэтнических вопросов. Если бы власть сама не провоцировала эти «проклятые» вопросы, то оказалось бы, что интеграция латвийского общества идёт вполне успешно.

Впрочем, здесь ещё имеет значение, что именно понимается под интеграцией латвийского общества. Если бы правящие в Латвии политики хотели для русскоязычного населения исключительно политической интеграции, то ни у них, ни у русскоязычного населения не было бы особых причин для беспокойства – смотрите тот же опрос SKDS, где большинство опрошенных русских называют себя патриотами Латвии. Однако напряжённость в латвийском обществе в последние годы не ослабевает, а только усиливается. Почему?

Потому что вслед за политической латвийские власти захотели ещё и культурной интеграции, другими словами, ассимиляции русскоязычного населения – превращения русских в латышей.

Ярче всего это проявилось в «Программе интеграции латвийского общества» 2011 года за авторством Сармите Элерте. В данном документе необходимым условием для участия в политической жизни было названо принятие единой для всех латышской идентичности, состоящей из латышского языка, культуры и исторической памяти. Нечего и говорить, что такая «интеграция» может вызвать лишь возмущение и отторжение у русской общины: от них уже требуют не только выучить латышский язык, но и отказаться от русского, а заодно от своей коллективной памяти: самим себя называть оккупантами и отмечать 9 мая как день памяти и скорби.

Программа Сармите Элерте, тем не менее, выполняется. Мерами по её реализации можно считать «реформу-2018» (проект закрытия к 2018 году всех русских школ), а в придачу к ней - регулярно вбрасываемые инициативы по закрытию русскоязычных детских садов.

По сути, вопрос давно уже ставится не об интеграции и лояльности, а о ликвидации в Латвии двухобщинного общества: уничтожении русскоязычной общины частично путём эмиграции, частично путём ассимиляции. Только этим можно объяснить создание на пустом месте таких громких тем, как проекты Сармите Элерте, ликвидация русскоязычного образования или преамбула к Конституции.

Латвийским властям для предотвращения путаницы нужно быть честными и прямо говорить, чего они хотят. Потому что глупо прикрывать свою политику разговорами об интеграции и лояльности – именно официальная политика не даёт латвийскому обществу интегрироваться и подрывает лояльность русскоязычного населения. Надо говорить прямо – об ассимиляции и конструировании буквально «латышской Латвии». Тогда, во всяком случае, русские жители Латвии будут точно знать, чего от них хотят.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров