×
Политика Политика

Литва навязывает «энергетическую независимость» всей Европе

Источник изображения: укроп.org

Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала проект газопровода «Северный поток – 2» угрозой энергетической безопасности Европы, так как он сохраняет зависимость стран ЕС от российского газа. Одновременно с этим Литва инициировала переговоры с компанией Statoil о снижении объемов газа, поставляемого на СПГ терминал в Клайпеде — норвежский газ для Литвы слишком дорог, к тому же в нынешних объемах его просто некуда девать. Именно такую модель энергетического «успеха» Литва теперь хочет навязать всей Европе: отказаться от дешевого российского газа и покупать втридорога американский СПГ.

Литовские официальные лица так до сих публично и не огласили цену одного кубометра норвежского газа с СПГ терминала. Есть лишь многочисленные неофициальные подсчеты, в которых желающие докопаться до истины выясняют стоимость продукции норвежской компании Statoil на международном газовом рынке, прибавляют стоимость транспортировки газа до Литвы, затем стоимость регазификации, затем плату за аренду СПГ терминала… По всем подсчетам выходит, что конечная стоимость «энергетически независимого газа» колеблется в районе 560–570 долларов за кубометр. Что на 200 долларов дороже нынешней цены российского газа и на 120 долларов дороже предыдущей цены «Газпрома», из-за которой и был затеян сыр-бор с СПГ терминалом.

Официальные лица эти подсчеты не комментируют, цену в 560–570 долларов не подтверждают, но и своей не называют. По их заявлениям следует, что литовцам следует не подсчитывать, а просто верить, что норвежский газ не дешевый, а очень дешевый. Такой дешевый, что плата за отопление в Вильнюсе в этом месяце выросла на 26%, а в Клайпеде за последние три месяца — на 36%: коммунальные службы в принудительном порядке заставляют закупать газ с СПГ терминала.

В октябре компания Vilniaus energija приобрела из терминала 87,3% всего потребляемого газа. В ноябре планируется приобрести около 90%, в декабре — около 67% потребляемого газа. Корреляция очевидна: чем больше поставщик тепла покупает газа с СПГ терминала, тем больше жители столицы платят за тепло. «Цена будет меняться в зависимости от количества газа в терминале, что оказывает наибольшее влияние на тариф. Каждый месяц мы должны покупать разное количество газа из терминала. Поэтому цена на тепло в декабре и январе в Вильнюсе будет выше, но в феврале снова снизится», — подтверждает этот вывод президент Vilniaus energijа Линас Самуолис.

Если бы коммунальные службы не были обязаны закупать газ с СПГ терминала, то в декабре цена за отопление в Вильнюсе составляла бы 4,60 цента за кВт/ч, тогда как сейчас она составляет 6,48 цента за кВт/ч.

Но все равно норвежский газ очень дешевый. Он такой дешевый, что у Литвы даже нет денег его покупать. В июле этого года премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил, что владеющая СПГ терминалом компания Klaipedos nafta должна в течение месяца проработать варианты удешевления содержания объекта. В дальнейшем стало понятно, что единственный путь к удешевлению содержания — изменение контракта со Statoil. Либо снижение цены кубометра газа, либо уменьшение объема поставляемой продукции.

При заключении контракта Литва обязалась закупать у норвежцев 540 миллионов кубометров газа в течение пяти лет. Когда контракт начал выполняться, сразу выяснилось, что такого количества газа Литве не нужно — экономика и население Литвы тают на глазах, потребность в энергетических мощностях от этого сокращается, в результате в следующем году избыток норвежского газа в Литве, как ожидается, составит 280 миллионов кубометров. Изначально литовское руководство планировало продавать избыточный газ с СПГ терминала соседям, но этот газ оказался таким дешевым, таким дешевым, что Латвия с Эстонией по предложенной цене его вовсе покупать не хотят. Вот и получается, что приходится Литве втридорога закупать газ, который потом все равно некуда девать. Хоть захлебнись им, газом этим сжиженным!

Поэтому в конце ноября литовская сторона была вынуждена все-таки инициировать переговоры с норвежцами и предложить Statoil изменения в контракте, существенно снижающие объемы газа, который Литва обязана закупать с СПГ терминала.

После подписания нового, выгодного Литве контракта с «Газпромом» представители Statoil заявляли, что ничего в подписанном в феврале 2014 года контракте менять не собираются: литовцы будут получать газ по той цене и в тех объемах, под которыми подписались. В нынешней ситуации норвежская сторона никакого понимания литовским горе-правителям, не сумевшим сосчитать, сколько газа им нужно и при какой цене этот газ смог бы заинтересовать соседей, тоже не высказала. Однако вступить в дискуссию о возможном изменении контракта согласилась. Первые результаты переговоров обещают предъявить к концу года.

Так что эпопея с обретением Литвой «энергетической независимости» не закончилась. Может быть, она еще только начинается. Теперь и от Норвегии…

На этом фоне президент Литвы Даля Грибаускайте выступила с очередным своим громким заявлением, обратившись ко всей Европе с предостережением против строительства газопровода «Северный поток – 2». Согласно Грибаускайте, Nord Stream – 2 нарушает главные признаки энергетической политики ЕС, увеличивает зависимость европейских стран от российского газа и делает невозможным транспортировку топлива через территорию Украины. «Это ставит под угрозу энергетическую безопасность не только Украины, но и всей Европы», — делает безапелляционный вывод Даля Поликарповна.

Фактически, Даля Грибаускайте предложила Европе литовскую модель энергетической политики: оборвать связи с Россией, отказаться от дешевого российского газа, закупать вместо него сжиженный газ, импортируя его по морю в первую очередь из Соединенных Штатов, платить за этот газ втридорога, но не признаваться в этом, убеждая население, что черное — это белое, война — это мир, а дорогой газ на самом деле очень дешевый.

И никого в данном случае не должно вводить в заблуждение обращение к Украине. Борьба против альтернативных маршрутов поставки российских энергоресурсов в Европу и за сохранение украинской монополии на транзит российского газа не связана с поддержкой самой Украины. За последние полтора десятилетия Украина непрерывно доказывала, что не является надежной страной-транзитером. Украинские элиты воровали газ из транзитной трубы, что на дипломатическом уровне затем называли «несанкционированным отбором», провоцировали «газовые войны», обогащались на коррупционных схемах вокруг газового транзита, изобретая их одну за другой.

Последние два года в этом отношении ничего не изменили: «европейская» власть Украины продолжает заниматься газовыми махинациями и провоцировать новый энергетический кризис в Европе как ни в чем не бывало. И это при том, что из относительно самостоятельного государства Украина превратилась в полного сателлита США. Тому же вице-президенту США Байдену, посетившему на днях Киев, достаточно было потребовать от украинского руководства не создавать европейским союзникам угрозу зимой опять остаться без газа. Но Байден, во всяком случае публично, этого не сделал.

И никто из тех, кто борется сейчас с проектом «Северного потока – 2» в Евросоюзе и добивается сохранения транзитной монополии Украины, не упоминает, что Украина является крайне ненадежной транзитной страной, что она годами воровала у Европы газ, что украинская газотранспортная система так и не была модернизирована и находится сейчас в аварийном состоянии, что, в виду всех этих фатов, в альтернативных маршрутах поставки энергоресурсов в равной степени заинтересованы и Россия, и Европа.

Конечная цель этой спецоперации очень проста: когда транспортировать газ через Украину станет невозможно, а «Северного потока», «Южного потока» и иных возможных маршрутов поставки российского газа не будет, у Европы не останется другого выхода, кроме как закупать сжиженный природный газ в США.

Именно поэтому активнее всех в Европе бьются за уничтожение единого российско-европейского энергетического пространства, строительство по всему ЕС СПГ терминалов и недопущение строительства новых российских газопроводов страны, составляющие американскую группу влияния в Европе. Они не для себя стараются, они работают в интересах хозяина. Литва на каждом углу кричит о своем СПГ терминале как о великом достижении, со следующего года она первой в ЕС начнет закупать американский сжиженный газ, а Даля Грибаускайте при этом называет «Северный поток – 2» «угрозой энергетической безопасности Европы». По сути, президент Литвы услужливо предлагает всем коллегам по ЕС наступить на литовские грабли: отказаться от дешевого российского газа, покупать дорогой сжиженный и врать себе и окружающим, что это для них очень выгодно.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров