×
Политика Политика

Глупость или предательство: все действия литовских властей на руку Кремлю

Источник изображения: livejournal.com

Бывший глава Департамента госбезопасности Литвы Гедиминас Грина призвал закрыть русские и польские школы Литвы. В этом заявлении усмотрели разжигание межнациональной розни, а провластные политологи осудили Грину за то, что подобными высказываниями он играет на руку Кремлю и даёт новые аргументы «российской пропаганде» против Литвы. Однако «на руку Кремлю» играет не только Гедиминас Грина: если рассматривать политику литовских властей сквозь призму российских интересов, то обнаруживается, что абсолютно все их действия целиком и полностью выгодны Москве.

«Очевидно, что Министерство науки и образования не справляется с ситуацией, значит, пора принять волевое политическое решение и упразднить "гетто в системе просвещения" — государственные школы "для лиц другой национальности". Национальную культуру можно сохранять в воскресных школах, церквях и т.п. А если кто-то хочет создать частную школу для "лиц другой национальности", такие дипломы не признавать (за исключением школ, открытых дипломатами стран НАТО)», — заявил бывший глава Департамента госбезопасности Литвы Гедиминас Грина, прокомментировав таким образом новость о новых поездках учеников из русскоязычных школ в российские летние лагеря.

По мнению Грины, польские и русские школы в Литве — институт воспроизводства новых нелояльных поколений в среде нацменьшинств и непреходящая угроза государственной безопасности. «Такие школы не воспитывают гражданского чувства, поскольку изолированы в плане национального общества. Если в основе лежит не общая нация, а национальное меньшинство, значит, школы основаны на какой-то иной базе», — считает экс-глава литовских спецслужб.

Выступление Гедиминаса Грины ожидаемо породило скандал: бывшему главному контрразведчику напомнили о Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств, которую ратифицировала Литва; напомнили о Конституции Литовской республики, которая не только гарантирует национальным меньшинствам право на развитие своего языка, обычаев и культуры, но и прямо называет преступной деятельностью дискриминацию по национальному признаку и разжигание межнациональной розни. Запрет обучения на родном языке для детей из национальных общин является именно дискриминацией по национальному признаку, а формулировка «гетто в системе просвещения» по отношению к русским и польским школам — самое настоящее разжигание межнациональной розни.

Отдельную группу комментариев составили комментарии провластных литовских экспертов, которые связали выступление Грины с «российской пропагандой» и «рукой Кремля». «Как только я прочитал это сообщение, первой моей мыслью было — не придется долго ждать, пока известие будет переведено на русский и польский языки, и эти тезисы бывшего главы ДГБ мы прочтем в русскоязычных и польских СМИ. Реакцию очень просто предугадать: что Литва спешит нарушить права нацменьшиств, ограничить их возможности получить образование на своем родном языке, — заявил преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Томас Янелюнас. — Это просто подарок для всевозможных пропагандистских клише, и я удивлен, что бывший сотрудник безопасности, который прекрасно знает все тонкости пропаганды, так необдуманно изложил свое мнение».

Еще дальше пошел профессор университета им. Витаутаса Великого Гинтаутас Мажейкис, заявивший, что слова экс директора ДГБ — это кремлевская провокация с целью организовать в среде поляков и русских Литвы «крымский сценарий» и начать с их помощью «гибридную войну» России против Литвы.

«По моему мнению, это предложение может звучать как провокация, выгодная, в первую очередь, внешним недругам Литвы, чтобы взбудоражить находящиеся в Литве национальные меньшинства, — полагает он, — что совсем без дела вовлекло бы саму Литву в международные конфликты с нашими соседями, в первую очередь в ЕС и, конечно, с Россией, а также и с Беларусью». При этом Мажейкис проводит аналогию между позицией экс-главы ДГБ и отменой Верховной Радой Украины закона о региональных языках, что привело к брожению на Юго-востоке страны весной прошлого года: «Я очень хорошо помню это кратковременное решение украинской Рады, которое было сильно ошибочным и позже было отозвано и которое стало предлогом для очень больших конфронтаций. В конце концов это был один из тех моментов, которые вызвали войну на Донбассе… И для меня это скорее выглядит больше похожим на провокацию Кремля, нежели на утверждение своих людей».

При этом ни Томасу Янелюнасу, ни Гинтаутасу Мажейкису в их параноидальных поисках «руки Москвы» не приходит в голову задать себе элементарный вопрос: кто отменил закон о региональных языках — Путин или все-таки Верховная Рада Украины? Тем более им не приходит в голову спросить самих себя: кто предложил ликвидировать русские и польские школы Литвы? «Российская пропаганда» или все-таки бывший глава ДГБ Гедиминас Грина? Или может, когда Грина печатал свой призыв к уничтожению системы образования для национальных меньшинств в Facebook, «рука Москвы» держала пистолет у его виска?

Если послушать литовских экспертов, то возмущение словами Грины в обществе вызвано не тем, что бывший глава литовской спецслужбы опубликовал классическую «речь ненависти», тянущую на уголовную статью, а тем, что эти слова использует в своих целях «российская пропаганда». «Пропаганда» во всем виновата, как же — если бы не она, то в призыве к ликвидации «гетто в системе просвещения» еще, возможно, увидели бы здравое зерно…

Но если посмотреть на ситуацию глазами литовских экспертов и оценить «казус Грины» в контексте противостояния литовских «патриотов» с российской «пропагандой», то их логика становится понятна и безупречна. Действительно, бывший глава ДГБ нанес удар по международной репутации Литвы, что, безусловно, выгодно России, по отношению к которой Литва является одним из самых враждебно настроенных государств. Из такой логики неопровержимо следует, что Гедиминас Грина — агент Путина и русский шпион.

И не только он.

Если рассматривать политику литовских властей сквозь призму российских интересов, то все литовские политики первого эшелона — это вражеские засланцы, агенты российского влияния и «руки Москвы», потому что абсолютно все их действия в какой угодно сфере целиком и полностью выгодны Москве.

Кто сделал «Газпром» энергетическим монополистом в Литве? Тот, кто закрыл Игналинскую АЭС? А кто это сделал — Путин или все-таки Сейм и правительство Литвы? А если Сейм и правительство не хотели энергетической монополии «Газпрома», то почему они не отстояли АЭС в Еврокомиссии, как Финляндия отстояла свою Ловиискую АЭС? Тогда же комиссаром ЕС по финансам и бюджету как раз была Даля Грибаускайте — что же она не использовала свои легендарные брюссельские связи? Или в Литве всерьез думали, что на месте Игналинской можно построить новую, Висагинскую АЭС? Но ведь все эксперты — и по энергетике, и по экономике, и российские, и литовские, и западные — в один голос с самого начала говорили, что это невозможно.

Продолжая энергетическую тему: после «сланцевой революции» в США в Вашингтоне был разработан грандиозный геополитический и бизнес-проект по переводу Европы с российского трубопроводного газа на американский СПГ. Под этот проект по всему континенту было начато строительство СПГ терминалов, а для мотивирования европейцев к отказу от российского топлива был использован стандартный прием — «русская угроза», «имперские амбиции Путина», «энергетическая дубинка», «газовый шантаж».

Литовские власти в деле обслуживания американских интересов, как обычно, побежали впереди Европы всей: арендовали себе СПГ терминал, завезли его в Клайпеду, купили (пока у норвежцев) сжиженный газ, причем сопровождали все эти действия самой ядреной русофобией, на какую только были способны. А теперь с этим терминалом получается полный конфуз: денег ни на сжиженный газ, ни на аренду терминала у Литвы нет, в связи с чем приходится просить у норвежцев пересматривать контракт. Латвия с Эстонией газ с терминала покупать не хотят из-за дороговизны, в самой Литве месяц от месяца растут цены на отопление, потому что коммунальщиков принуждают покупать газ с терминала, а власти меж тем, стоически не называя цены СПГ, утверждают, что проект терминала Литве очень выгоден.

Но если своё население литовские политики еще могут зазомбировать, то как они убедят коллег по Евросоюзу, что клайпедский СПГ терминал — это история успеха, на которую надо равняться всей Европе, отказываясь от российской трубы и переходя на СПГ из-за океана? Любой здравомыслящий европеец, вникнув в историю с плавучим терминалом Independence, литовцев на смех поднимет.

И таким гомерическим хохотом заканчиваются в итоге все антироссийские кампании, когда к ним подключается Литва. Какой был грандиозный проект по приравниванию коммунизма к нацизму, конечная цель которого была заставить Россию каяться, страдать и платить компенсации по образцу послевоенной Германии. А чем все закончилось в литовском исполнении? Крестовым походом против «советских» сосисок, запретом пятиконечной звезды, изъятием из магазинов солдатиков Красной армии и водки «Советская». Серьезнейшая идеологическая кампания обернулась откровенным фарсом. И ведь не Путин этот фарс организовал — его организовало правительство консерваторов.

Таким же фарсом все больше оборачивается непримиримо антироссийская позиция Литвы по украинскому вопросу. На это обстоятельство литовским деятелям даже намекали американские патроны, тактично давая понять, что вопли о «террористическом государстве» вместо языка дипломатии не укрепляют антироссийскую линию в Европе, а лишь дискредитируют. Но все напрасно: президент Даля Грибаускайте и глава МИД Линкявичюс как ни в чем не бывало продолжали призывать к полной международной изоляции России.

Как объяснить такое иррациональное, не укладывающееся в рамки здравого смысла поведение литовского руководства? Есть два объяснения. Первое состоит в том, что представители литовского правящего класса не вполне развиты в интеллектуальном плане, а потому не ведают, что творят и как смотрятся со стороны. Не очень приятное объяснение. Второе, куда более почетное, заключается в том, что подполковник Грибаускайте Д.П, dedule Ландсбергис и компания так и не изменили присяге Коммунистической партии и Комитету госбезопасности СССР и до сих пор выполняют свое ответственное спецзадание, с неизменным успехом совершая во вражьей среде подрывные действия на благо правопреемницы своей социалистической Родины — Российской Федерации!

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров