×
Политика Политика

Сегодняшняя Литва — результат предательства идеалов «Саюдиса»

Источник изображения: wikimedia.org

В Литве отмечают четверть века событий у Вильнюсской телебашни, ставших переломным моментом в борьбе за выход республики из состава СССР. События 13 января примечательны прежде всего как предательство, когда боевики «Саюдиса» стреляли в спину сторонникам независимости Литвы, вышедшим по призыву Ландсбергиса защищать телебашню. Предательство 13 января 1991 года стало первым в цепи предательств сторонников свободной Литвы, которые отреклись от идеалов «Саюдиса» и превратили возрожденную Литовскую республику из европейской демократической страны в Северную Корею ЕС.

В канун исторического Первого съезда народных депутатов СССР прибалтийские движения в поддержку перестройки собрались на «Балтийскую ассамблею Народных фронтов Эстонии, Латвии и Литвы». Балтийская ассамблея проходила в Таллине 13–14 мая 1989 года, её главной целью было согласование программных требований народных депутатов от Прибалтики — выдвиженцев от «Саюдиса» и Народных фронтов, выполнения которых те должны были добиваться в Верховном Совете СССР.

Принятые на Балтийской ассамблее документы заложили основы новой официальной идеологии Эстонии, Латвии и Литвы. Краеугольным камнем в отношениях балтийских республик с союзным Центром была сделана теория советской оккупации, избранная прибалтийской национальной интеллигенцией в качестве своего боевого стяга. Сталинские репрессии в Прибалтике 40-х годов были гиперболизированы до уровня «заранее спланированного геноцида» против литовцев, латышей и эстонцев — впервые не в среде заокеанских диаспор и не в эфире радио «Свобода», а в самих Литве, Латвии и Эстонии были открыто озвучены идеи организовать второй Нюрнбергский трибунал и обязать Москву выплачивать прибалтийским ССР «компенсации за оккупацию» из союзного бюджета.

Эти идеи, впервые согласованные и утвержденные «тремя прибалтийскими сестрами» в 1989 году, восстановившие независимость Литва, Латвия и Эстония последовательно и методично пытались воплотить в жизнь все последние 25 лет. Пытаются и по сей день: можно не сомневаться, что приравнивание коммунизма к нацизму, «второй Нюрнберг» и «компенсации за оккупацию» для них — дело принципа.

Однако проблемы в отношении России со странами Балтии, проблемы с восприятием балтийских стран на Западе связаны не только с тем, что эти страны с упорством, достойным лучшего применения, отстаивают деструктивные, способные вызывать только международную конфронтацию требования. Это лишь одна сторона медали.

Другая сторона медали состоит в том, что от ряда своих обещаний литовский «Саюдис» и Народные фронты Латвии и Эстонии отказались, а вслед за ними их демократические идеалы предали сами Литва, Латвия и Эстония, которые и вызывают теперь такое смущение и у собственных граждан, и у европейских союзников.

В частности, Балтийская Ассамблея провозгласила важной обязанностью прибалтийским республик «обязанность обеспечения гражданских прав и предоставления права на культурное самоуправление всем проживающим на ее территории национальным и этническим группам». Этот пункт политической доктрины новой Прибалтики был нарушен целиком и полностью — гражданские права национальных меньшинств Латвии и Эстонии не просто не были обеспечены — национальные меньшинства были попросту лишены гражданских прав, сделаны «негражданами».

В Литве представителей нетитульных наций после восстановления независимости гражданства не лишали, как это произошло с поляками Виленского края в 1940 году. Но и лидеры «Саюдиса», придя к власти, изменили своему принципу уважать культурную автономию национальных меньшинств, причем сразу же. Первый же, 1991 год пребывания у власти команды Витаутаса Ландсбергиса прошел на фоне борьбы литовского руководства против самоуправлений русского Висагинаского и польских Вильнюсского и Шальчининского районов.

В последующие два с половиной десятилетия именно литовские консерваторы, вышедшие из «Саюдиса», были наиболее жесткими и последовательными сторонниками литуанизации — принудительной ассимиляции польской и русской общин, ликвидации их школ, запрета их национально-культурных организаций и так далее вплоть до принуждения к написанию имен и фамилий на литовский манер.

Эта политика была и остается предательством демократических идеалов «Саюдиса»: сформировавшая костяк «литовского движения за перестройку» либеральная гуманитарная интеллигенция в новой Литве разменяла весь свой перестроечный гуманизм, пацифизм и интернационализм на зоологический национализм.

«Балтийская Ассамблея выражает стремление своих наций к государственному суверенитету в нейтральной демилитаризованной Балто-Скандии», — говорилось в совместной резолюции «Саюдиса» и Народных фронтов. Это еще одно явным и очевидным образом нарушенное обещание.

Вместо нейтралитета и демилитаризованной «Балто-Скандии» страны Балтии с первых же дней независимости взяли курс на стремление в НАТО. Сегодня они (и первой из них — Литва) являются самыми активными лоббистами милитаризации Балтийского региона. По настоятельному требованию балтийских стран Прибалтику в последние два года наводняют танки, бронемашины и ракетные истребители НАТО, а лидеры Эстонии, Латвии и в первую очередь Литвы активнее всех членов Альянса добиваются размещения в Восточной Европе и постоянных баз НАТО.

Самые горячие сторонники разрыва взаимных договоренностей между НАТО и Россией — все те же литовские консерваторы, которые в большинстве своем вышли из «Саюдиса» и в зрелую перестройку были великими гуманистами и пацифистами. Теперь эти люди требуют от западных союзников посылать оружие НАТО украинской армии, дабы та добила «ватников и колорадов» на Донбассе до последнего конца.

Еще один преданный идеал — создание мирового демократического сообщества, «Большая Европа». В конце 80-х годов оптимистично настроенные либералы и в России, и на Западе, и в самой Прибалтике были абсолютно уверенны, что получившие независимость прибалтийские республики станут геополитическими мостами между Россией и Западом, обеспечат российскую интеграцию в «Свободный мир».

И лидеры тех же Народных фронтов давали российским демократам подобные обещания. От которых отказались практически сразу же. Отказ от данных обещаний не был связан с приходом к власти Путина, сменой внешней политики России на более жесткую и самостоятельную — он произошел одновременно с обретением странами Балтии независимости. В январе 1992 года лидер «Саюдиса» и фактический лидер Литвы Витаутас Ландсбергис совершил свой первый визит в демократическую Россию, где моментально устроил конфликт с президентом России Борисом Ельциным и разрушил весь наработанный потенциал для хороших литовско-российских отношений, потребовав от правопреемницы СССР сию секунду повиниться перед Литвой и выплатить ей компенсацию за «оккупацию».

Так что в том, что касается национализма и разрушения отношений с восточным соседом, прибалтийские политики со времен Народных фронтов были принципиальны и последовательны, зато в том, что касается демократии, прав человека и международного сотрудничества, их деятельность – это цепочка предательств собственных идеалов.

В случае Литвы дату первого такого предательства определить очень просто — 13 января 1991 года. Это первое предательство было и самым отвратительным из всех: в сторонников независимой Литвы, поверивших Ландсбергису и вышедших на по его призыву на защиту парламента и Вильнюсской телебашни, стреляли с крыш и из окон снайперы «Саюдиса», чтобы дискредитировать советских военных, обрести образ мучеников и выиграть психологическую войну.

Спустя шесть лет после событий 13 января об этом с шокирующей откровенностью заявил бывший командир боевых отрядов «Саюдиса» Аудрюс Буткявичюс — он лично планировал кровопролитие, ставил своей задачей компрометацию противника и… выиграл психологическую войну.

Затем эти показания будут подтверждены множеством других участников событий, свидетельствами очевидцев, результатами судмедэкспертизы. Дойдет до того, что вернувшиеся в очередной раз к власти бывшие члены «Саюдиса» примут в 2010 году закон о «запрете отрицания факта советской оккупации», в соответствии с которым будет проводиться уголовное преследование в первую очередь тех, кто пытается возражать против официальной версии событий у Вильнюсской телебашни. Это очередное предательство своих демократических идеалов является еще одним следствием того изначального и самого чудовищного предательства, с которого начался процесс превращения возрожденной Литовской республики в Северную Корею ЕС.


Выпуск запрещённой в Литве передачи «Человек и закон» о январских событиях 1991 года в Вильнюсе:


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров