×
Политика Политика

«Ответственные за Золитудскую трагедию избегут наказания»

Источник изображения: http://www.kasjauns.lv/

В результате обрушения торгового центра «Максима» в рижском микрорайоне Золитуде осенью 2013 года погибли 54 человека. Комиссия по расследованию трагедии в итоговом докладе назвала имена ответственных. Ими стали: экс-премьер, а ныне вице-президент Еврокомиссии и еврокомиссар по вопросам евро и социального диалога Валдис Домбровскис, генсек партии «Единство» Артис Кампарс, экс-министр экономики Даниэль Павлют, бывшие госсекретари министерства экономики Юрис Пуце и Анрийс Матисс. О значении выводов комиссии и об их возможных последствиях для виновных порталу RuBaltic.Ru рассказала депутат Сейма от партии "Согласие" Ивар ЗАРИНЬШ:

 - Господин Зариньш, какое значение имеют выводы комиссии?

 - В Латвии как раньше, так и сейчас то, что называют политической ответственностью, на самом деле является политической безответственностью. У нас никто ни за что не отвечает и, скорее всего, так же всё закончится и на этот раз. Во всяком случае, в отношении лиц, которые были названы, потому что ни один из обвиняемых уже не находится на своем посту. Соответственно, и спросить с них будет нечего. Это один аспект. Другой: действительно, если мы посмотрим, почему произошла трагедия в Золитуде, увидим, что почвой для нее стало слишком либеральное регулирование строительной отрасли. Надзор был очень формальным. Больше нужны были юристы, чем специалисты по строительству. Лишь бы были правильно написаны бумажки. Из-за этого в конце концов мы и получили печальную ситуацию.

 - Получается, никакой политической ответственности виновные не понесут?

 - Никакой не понесут, так как давно не находятся на своих прежних постах. Домбровскис очень быстро воспользовался этой ситуацией, чтобы уйти в Брюссель и там получить теплое место.

 - Кто-нибудь вообще понесет уголовную ответственность по «золитудскому делу»?

 - Думаю, будет «стрелочный» вариант. Выяснится, что какие-нибудь стрелочки виновны. Ясно, что при строительстве «Максимы» были допущены фундаментальные ошибки. 

Понятно, что отвечавшие за конструкцию понесут ответственность. Но отвечавшие за регулирование если и понесут наказание, то весьма символическое.

 - Повлияет ли доклад на репутацию «Единства» или Домбровскиса и компании?

 - Нет. В данный момент правящую коалицию особо не волнует общественное мнение. Решения они принимают исходя не из того, что необходимо стране или обществу, а чтобы достичь собственной взаимной выгоды и комфорта. Этим они и занимаются, потому что у нас сейчас существует монополия на власть. При монополии политики думают не о качестве своих услуг, а том, чтобы им было удобнее.

 - Как Вы оцениваете ход расследования трагедии?

 - Пришлось изучить большой объем фактов. Давайте посмотрим, что будет дальше. Сейчас идет первая стадия, когда в ходе расследования собираются доказательства. Когда будут предъявлены готовые результаты следствия, тогда и глянем, насколько они качественно работали. Насколько я могу судить, пока упрекать комиссию не в чем.

 - Как произошедшее восприняло латвийское общество?

 - Конечно, это было реальное потрясение. Ничего подобного латвийское общество не переживало со времен войны. Было много жертв. Трагедия происходила буквально у людей на глазах. Ответственность за произошедшее никто на себя не брал, и, видимо, она и останется «размазанной». Это возмутило латышей. Позитивным моментом стало то, что тогда люди забыли все ссоры между собой и не делили других ни по каким признакам. Все были вместе и старались помочь. Ситуация показала, что у нас есть потенциал к согласию и что настроения в обществе не соответствуют тому, на что его программируют — на то, что мы должны жить в противостоянии русскоязычной и латышской общин.

 - Были приняты необходимые меры, чтобы подобная трагедия не повторилась?

 - Я как раз был одним из тех, кто выступал с инициативой пересмотреть закон «О строительстве». Я за полгода до трагедии с трибуны Сейма предупреждал о том, что нечто подобное может произойти, если мы сохраним либеральное регулирование отрасли. К сожалению, потом пришлось повторно инициировать изменения в закон, и часть предложений была выполнена. Восстановлена строительная инспекция, которая теперь называется Бюро. Оно будет надзирать над общественно значимыми зданиями. Есть еще ряд поправок, но закон до конца не «доделан». Остались лазейки, которые можно использовать, что в свою очередь вновь создает риск. Сейм провел довольно большую работу, дальше должны последовать нормативные акты правительства. Там-то сейчас и есть много странностей, нюансов и вещей, которые сделают процесс контроля качества строительства более замутненным и сложным настолько, что впоследствии сможет возникнуть еще больше проблем.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров