Почему американцы не спешат ввести безвизовый режим для своего последовательного и преданного союзника?
Одна из острейших тем польско-американских отношений – визы для поляков. Варшава разрешила гражданам США посещать свою страну без виз ещё в 1991 году. На волне демократизации поляки видели в этом символический жест, один первых шагов сближения с Западом. Вопреки их ожиданиям, Вашингтон не решился на ответный шаг до сих пор. Брюсселю ситуация также не нравится, но едва ли он может повлиять на американских партнёров.
Элитный клуб
С 1986 года США практикуют так называемую «Программу отказа от виз» (Visa Waiver Program, VWP) – по сути, безвизовый режим для своих союзников. Программа позволяет находиться в США без визы в течение 90 дней в году. В настоящий момент VWP охватывает 38 дружественных американцам стран. Сюда входит большинство европейских государств, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Тайвань. 38-миллионная Польша лишена подобной роскоши, что, в свою очередь, вызывает раздражение у рядовых поляков. В отличие от французов, итальянцев, словаков, венгров или греков, которым достаточно купить авиабилет до Нью-Йорка, полякам приходится выстаивать очереди в консульство и платить по 160 евро за американскую визу. Кроме избавления от очевидных неудобств, для Польши безвизовый режим с США – вопрос престижа.
Ведь Варшава – активный проводник американских интересов в Европе, лояльный союзник, исправно поддерживающий инициативы Белого дома, и один из ключевых партнёров США в НАТО.
Попадание в список VWP для Польши означает вступление в «элитарный клуб» стран, чьи успехи в построении демократии и на экономическом фронте признаются Америкой. Поэтому для шестой экономики ЕС и единственной европейской страны, два десятилетия демонстрирующей бесперебойный экономический рост, нежелание американцев упрощать визовый режим выглядит нонсенсом. «Польша чувствует себя дискриминируемой, – говорил в 2011 году политолог, бывший чиновник МВД Гжегож Костшева-Зорбас, – обделённой среди остальных союзников США».
Мечислав Бискупский, глава Программы польских исследований Университета Центрального Коннектикута:
«Это не только глупый закон, но он ещё и крайне унизительный для поляков. Он подразумевает, что они менее достойны, нежели другие иммигранты, прибывающие в Соединённые Штаты, что является пощёчиной».
Три процента
Добиться отмены виз от Джорджа Буша – младшего безуспешно пытался польский президент Александр Квасьневский. В 2008 году, в последние дни администрации Буша, польский консул в Вашингтоне Павел Котовский выражал надежду, что кандидаты в президенты Джон Маккейн и Барак Обама сделают решение визового вопроса приоритетом. Действительно, Обама и госсекретарь Джон Керри на словах поддерживали идею отменить визы для поляков, но за два срока Обамы никаких практических шагов в данном направлении предпринято не было.
Причина «особого отношения» к польским партнёрам достаточно тривиальна: для включения в VWP страна обязана демонстрировать менее 3% отказов в выдаче американских виз.
Варшава не может выполнить этот критерий много лет. В 2015 году в Польше было 6,37% отказов, больше, чем, к примеру, в ЮАР, Мозамбике и Папуа – Новой Гвинее. Другими словами, при рассмотрении заявок американские консульства находят, что недопустимо высокое количество польских туристов и бизнесменов на самом деле – потенциальные нелегалы, которые планируют остаться жить и работать в США, просрочив визу. Это соответствует реалиям: Польша для Америки – главный поставщик нелегалов из Европы. Поэтому единственное, чего смогли добиться польские власти, это подписание 15 лет назад «дорожной карты», обеспечивающей лишь «дискуссии» о возможности стать частью VWP в один прекрасный день.
Именем Костюшко
Вместе с тем этнические поляки – самая крупная славянская этническая группа в США, где насчитывается от 9,5 до 10 млн жителей с польскими корнями. Организации, связанные с польской диаспорой, такие как Комитет политического действия польско-американского лидерства (PAL-PAC) и Польско-американская торговая палата, давно добиваются безвизового режима для Польши. В 2013 году PAL-PAC организовал соответствующую петицию в Палату представителей и Сенат. Авторы отметили «огромный вклад» поляков в становление и политику США, начиная польскими революционерами Тадеушем Костюшко и Казимиром Пулавским, сражавшимися за американскую независимость в XVIII веке, заканчивая польским участием в операциях в Ираке и Афганистане.
После отмены виз обещали, что хлынувшие в страну поляки помогут пополнить бюджет и создать новые рабочие места.
Неоднократно пролоббировать послабления для поляков пыталась группа сенаторов и конгрессменов из Иллинойса, штата со значительной польской диаспорой. Последняя попытка, «поправка Кёрка – Микульски», состоялась летом 2015 года. «Польша была [нашим] преданным и истинным союзником, – напоминала одна из соавторов документа сенатор Барбара Микульски. – Бабушке из Гданьска не должна требоваться виза, чтобы навестить внуков в Балтиморе». Её коллега Марк Кёрк добавил, что отмена виз – «лучший способ показать Владимиру Путину, что Соединённые Штаты становятся всё ближе и ближе в Польше по мере того, как он становится всё ближе и ближе к Украине». Противники обвинили авторов в подыгрывании избирателям, законопроект не преодолел Сенат, а чиновники наоборот стали чаще говорить об ужесточении визовых требований в свете угроз терроризма и мигрантского кризиса в Европе.
Требуем взаимности
Польша не единственная в Евросоюзе страдает от американской избирательности – по аналогичным причинам США отказывают в безвизовом режиме хорватам, болгарам, румынам и киприотам. Пятёрка неблагонадежных, с точки зрения Белого дома, членов ЕС отправилась в Брюссель обвинять американцев в визовой дискриминации. Такие же претензии предъявили Канаде, не имеющей безвизового режима с Болгарией и Румынией. Выслушав жалобы дискриминируемых, Еврокомиссия в апреле 2014 года запустила механизм коллективного реагирования на нарушение европейского принципа визовой взаимности. Еврочиновники дали два года на переговоры с США и Канадой. Дедлайн поставили на 12 апреля 2016 года.
Переговоры ни к чему не привели.
Следовательно, неделю назад перед Еврокомиссией возникло обязательство предложить Евросовету и Европарламенту в качестве ответной меры рассмотреть вопрос о лишении граждан США возможности разъезжать по ЕС без виз. Но, собравшись, еврокомиссары подсчитали «цену вопроса» введения «визовых санкций» против Америки и пришли к неутешительному для поляков и прочих дискриминируемых Дядей Сэмом стран, но совершенно логичному для ЕС в целом выводу: вводить визы для американцев (и канадцев) будет крайне накладно. Колоссальные убытки коснутся авиакомпаний. Европейская туристическая комиссия прогнозирует ущерб в 1,8 млрд долларов, главные пострадавшие – Франция, Германия, Италия, Испания, Греция и Нидерланды.
Исполнительный директор комиссии Эдуардо Сантандер отметил, что и так из-за терактов в Брюссель и Париж туристы едут реже; не хватало ещё, чтобы щедрых гостей из-за океана отпугнули. Кроме того, ЕК засомневалась, что члены Евросоюза нормально справятся с обработкой возросшего количества заявок на визы. В итоге постановили вновь отложить решение проблемы – на сей раз до 12 июля. К этому сроку Евросовет и Европарламент должны выработать собственное мнение, что же делать с упрямыми американцами и канадцами.
Польская жена
Марек Васиньский из Польского института международных дел называет ещё одну причину нерасторопности Евросоюза по визовому вопросу – текущие переговоры по поводу соглашения о свободной торговле с США (TTIP). Для Брюсселя сейчас крайне неудачное время для ссор со стратегическим партнёром. Польше-то вообще бунтовать из-за виз не стоит в преддверии важнейшего для неё саммита НАТО в Варшаве 8–9 июля – считает Васиньский. Есть и тактическая сложность: пяти членам ЕС, оставшимся за бортом VWP, придётся перетянуть на свою сторону как минимум трёх членов ЕС, в VWP задействованных, чтобы – теоретически – добиться санкций в отношении Америки.
«Практически наверняка метод давления на страну, не являющуюся членом ЕС, не будет применяться для помощи Польше… в получении безвизового режима с США», – резюмирует эксперт, признав, что и достаточных инструментов давления на Вашингтон у Брюсселя попросту нет.
Полякам остаётся лишь ждать, когда США сменят подозрительность на милость, а до этого уповать на определённые послабления для передвижения бизнеса в рамках того же TTIP.
В любом случае, кажется, рисковать американскими туристами ради туристов польских в Евросоюзе пока не хотят. Для самих американцев, в свою очередь, сухая статистика отказа в выдаче виз полякам потому, что они долгое время не имели постоянной работы на родине либо не обладают достаточными средствами для проживания в Штатах, оказывается важнее таких вещей, как рост польской экономики, демократия, общие ценности и приверженность поляков союзническому долгу. В 2004 году, обсуждая именно визовую проблематику, польский сенатор Хенрик Дзидо изрёк: «Америка и Польша – как семейная пара. Муж-Америка – деспот, изменяет и дурачится перед своей польской женой. Но она его всё равно любит. Потом в один день муж говорит жене, что она должна содержать себя сама, но просит не бояться – ведь он всё равно будет её мужем». Прошло более 15 лет, в Польше сменилось несколько правительств и президентов, но эта специфическая «любовь», похоже, остаётся неизменной. По крайней мере, в отношении виз.