×
Политика Политика

В Риге ЕС должен определиться с новой восточной политикой

Саммит «Восточного партнерства» пройдет 21—22 мая в Риге. Латвия принимает гостей на правах председательствующей в Евросоюзе страны. В преддверии встречи RuBaltic.Ru обсудил повестку дня и роль «Восточного партнерства» в европейской политике с немецким политологом, научным директором Германо-российского форума Александром РАРОМ:

- Господин Рар, на Ваш взгляд, какие темы станут главенствующими в Риге?

- На саммите, конечно, будут обсуждаться вопросы европейской безопасности. Это — первый формат, где ситуация на Украине и вокруг Украины должна быть четко, конкретно обговорена. Столкнутся две концепции — старая концепция северных европейцев, основанная на том, что нужно строить Европу без России, и южных европейцев, которые будут говорить, что нужно придумать варианты, как пойти на компромиссы с Россией, вместе строить общеевропейский дом, общеевропейское пространство от Лиссабона до Владивостока. На эту тему будет достаточно много споров. Споры будут идти и о том, как будет дальше функционировать «Восточное партнерство».

Здесь очень велика роль Германии и Франции в том, как сделать так, чтобы Евросоюз с партнерами на постсоветском пространстве начал находить возможности для сотрудничества с Евразийским союзом, а не конфликтовать или игнорировать его. В этом и будет заключаться самое главное новшество Рижского саммита.

Многое будет зависеть и от того, как пройдут выборы в Польше. Польша тоже может взять другой курс, по этому поводу есть много открытых вопросов. Поэтому будет очень полезным и важным, чтобы ЕС определился касательно собственной политики.

Понятно одно:

бывшее «Восточное партнерство» не реализовалось. Оно привело к очень серьезным конфликтам с Россией, фактически не смогло стабилизировать Украину, мало что смогло дать Белоруссии, до сих пор не добилось каких-либо значительных результатов для Молдовы и Грузии, не смогло дать европейскую приманку Армении и Азербайджану.

Поэтому программа «Восточное партнерство» застряла на месте, ее нужно пересматривать. Думаю, в Риге и обсудят новую ситуацию.

- Как раз Александр Лукашенко недавно предложил переформатировать «Восточное партнерство», сдвинуть его фокус на экономику и сделать менее враждебным к России. Идеи белорусского президента найдут отклик в Европе?

- Евросоюз должен будет принять выгодное для себя решение. Решения принимаются консенсусом. Есть разные точки зрения, что делать внутри «Восточного партнерства». Все будет зависеть от того, насколько Германия и Франция, лидеры ЕС, заинтересованы в этой программе. Допустим, у Франции были свои интересы в Средиземном море. Там тоже сейчас есть перспективы, но партнерство с североафриканскими странами почти сошло на нет, за исключением Туниса.

Так что, восточная политика очень актуальна, и все будет делаться для того, чтобы поддерживать идею сотрудничества Европейского союза с Евразийским союзом. Точнее, перспективу идеи. Ведь пока это не реализуется на практике.

- На что может рассчитывать Украина? Посол Украины при ЕС уже предупредил коллег в Брюсселе, что Рижский саммит может обернуться провалом.

- Если говорить грубо и цинично, на первом этапе все упирается в деньги, в финансовую ситуацию, насколько Украина может реально рассчитывать на приток кредитов и помощи для восстановления своей экономики. Украинская повестка дня будет выглядеть именно так. Украина будет пытаться получить деньги от партнеров на Западе, потому что с Россией о таком говорить невозможно. Здесь тоже будут поиски консенсуса, так как это — слишком сложный вопрос.

Сейчас прошел саммит НАТО в Турции, в Анталье. Если посмотреть на первые сводки новостей, которые оттуда идут, мы увидим самые разные точки зрения на то, что же делать НАТО с Россией в Европе. Но все-таки договорились о том, что двери к сотрудничеству не закрываются. Подобный сигнал может поступить и от Рижского саммита.

- На прошлой неделе в Братиславе прошел совместный саммит «Вышеградской четверки» с участниками «Восточного партнерства». Это тоже можно рассматривать как поиск нового направления развития «Восточного партнерства»?

- Европа все время ищет формы того, как консолидировать общественное мнение, общие позиции. Иначе — что это за Европейский союз, если внутри одна страна тянет в одну сторону, другая — в обратную? Чем больше Европа будет искать консенсус внутри себя, тем больше она будет становиться самостоятельным актером на мировой арене

- Если вернуться к украинской тематике, могут ли быть здесь подвижки в сторону безвизового режима? Украинские политики часто заявляли и намекали, что в Риге чуть ли не отменят им визы. Однако на днях вышел доклад Еврокомиссии по либерализации визового режима, где было отмечено, что прогресс есть далеко не во всех областях. Украинский МИД ответил, что доклад «вызывает удивление».

- На Украине произошел второй майдан, когда на улицы вышли тысячи людей. Они требовали европеизации страны и получали поддержку европейских лидеров, которые показывались на майдане и далее оказывали политическую поддержку руководству страны. В украинском обществе за последний год сложилось мнение, что Европа могла сразу пойти Украине навстречу в либерализации визового режима между Украиной и ЕС. Тем более, что Украина десять лет тому назад отменила визы для стран-членов Евросоюза.

Но этого не последует, потому что сейчас в Европе есть проблемы с Украиной — не у всех имеются биометрические паспорта на руках, потом — есть границы, никак не защищенные со стороны Украины.

Но самое главное, Евросоюз находится под небывалым давлением: говорят, что такого потока беженцев не было с югославских войн, а то и вовсе — со времен Второй мировой войны.

Из арабского мира просто бегут и бегут в Европу. В Европе чувствуется напряжение и среди политиков, и в обществе в связи с наплывом беженцев с юга, поэтому открывать еще одну громадную границу на Востоке многим кажется абсолютно неправильным.

- Польша являлась одним из идейных вдохновителей «Восточного партнерства». Действующий президент сенсационно проиграл в первом туре. Как могут польские выборы теперь повлиять на развитие «Восточного партнерства»?

- Если выиграет Коморовский и сохранится нынешняя власть, Польша будет искать во всех вопросах консенсус внутри Европы. Да, она будет, как и прежде, выступать за Украину, но в рамках возможностей, которые имеются. Если к власти придут условные консерваторы или националисты, ситуация может измениться. Не исключено, что новое правительство будет находить новые точки конфликтов с Россией. Или будет пытаться самостоятельно придумать что-нибудь в отношении Украины и вовлечь туда ЕС. 

Но пока это — спекуляции, надо будет подождать результатов выборов и того, как будет развиваться ситуация на Востоке Украины. ОБСЕ должна будет представить обзорный доклад представителям ЕС, в том числе доложить о соблюдении минского мирного процесса. Если будет установлено, что минский процесс худо-бедно продвигается, вряд ли отдельные страны ЕС будут пытаться что-либо менять. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров