×
Политика Политика

Тихановская потеряла поддержку среди белорусских политэмигрантов

Источник изображения: gazeta.ru

Белорусская националистическая оппозиция в эмиграции провела «выборы» в так называемый Координационный совет. Это образование было создано в 2020 году как «представительский орган белорусских демократических сил и организаций гражданского общества».

На первых этапах неудавшегося цветного переворота предполагалось, что так называемый Координационный совет будет перехватывать власть в Беларуси и станет чем-то вроде временного переходного правительства. Однако этим планам осуществиться было не суждено, и Координационный совет уехал в эмиграцию, где стал еще одним «правительством в изгнании» наравне с «офисом» Светланы Тихановской.

История с «выборами» была затеяна белорусской оппозицией не только для того, чтобы лишний раз напомнить о себе. Очевидно, это также была попытка некого замера общественного мнения и прощупывания собственной электоральной базы.

Голосование проводилось виртуально, и, в общем, заранее было очевидно, что участвовать в нем будет только эмигрантская тусовка, засевшая в Литве и Польше. Внутри Беларуси никто участвовать в экстремистских «электоральных кампаниях» не стал бы.

Однако столь сокрушительного провала «явки», похоже, не ожидал никто. В «голосовании» приняли участие 6,7 тысячи человек.

Цифра ничтожная даже в масштабах эмигрантской тусовки, ведь, по оценкам, в той же Польше постоянно находится порядка 200 тысяч белорусских граждан, а в Литве — еще 60 тысяч. И это не считая более мелких диаспор в Грузии и других странах.

Таким образом, «выборы в Координационный совет» превратились в междусобойчик крайне узкой политизированной группы людей. «Выборы» не нашли какого-то заметного отклика не только в Беларуси, но и в диаспоре, где процент недовольных нынешней властью в республике, по идее, достаточно высокий.

Тем не менее белорусская оппозиция продолжает играть свой электоральный спектакль. «Избирательная комиссия» подвела итоги «голосования» и назвала имена «победителей», преодолевших трехпроцентный барьер. Триумфаторами «голосования» стали Павел Латушко и движение «За свободу», набравшие 35% из 6,7 тысячи голосов. Очевидно, впереди дележ кресел и портфелей, драки и скандалы.

Происходящее очень напоминает известную сцену из советского сериала «Корона Российской империи», где комедийные персонажи, объявившие себя наследниками престола, дерутся за несуществующую власть.

Все это, однако, не скроет очевидного: «выборы» провалились даже среди целевой аудитории, политизированной белорусской диаспоры Литвы и Польши. Похоже, даже политэмигранты уже не верят в то, что «оппозиционеры» кого-то представляют и могут что-то решать.

«Белорусский вопрос» на Западе сейчас явно не в приоритете. Безусловно, Беларусь остается для Запада важным геополитическим призом в его противостоянии с Россией, однако там не могут не понимать, что те рычаги влияния, которые имелись до 2020 года, сегодня безнадежно утрачены. Инструменты «мягкой силы» — все эти «независимые СМИ», НКО, «общественные инициативы» и тому подобное, сегодня не работают. После бунта 2020 года вся эта сеть влияния, дестабилизировавшая ситуацию в республике, была жестко зачищена и частично разгромлена либо выдавлена в эмиграцию.

«Офисы Тихановской» и «координационные рады», не имеющие ни финансовых, ни силовых ресурсов, ни на что повлиять не могут. Сегодня их держат на всякий случай, как запасной вариант, который можно будет использовать в случае резкого изменения обстоятельств.

Однако ожидать каких-то скорых и благоприятных для беглой оппозиции изменений в ближайшее время не приходится. А значит, времена для нее наступают непростые. Финансирование скудеет, да и общий интерес к оппозиционным деятелям теряется.

Очевидно, что большинство уехавших из Беларуси в 2020 году, поддавшись умело нагнетаемой эйфории, уже потеряли интерес к «борьбе за свободу» на родине и не верят в то, что при помощи «координационных советов» можно что-то изменить.

Перед большинством уехавших сейчас стоят куда более приземленные и прагматичные вопросы обустройства и выживания на новом месте. Многие остались без работы и не могут вернуть себе тот уровень доходов и тот социальный статус, которые были у них в Беларуси.

И если в Польше беглые белорусы чувствуют себя относительно неплохо и польское государство относится к ним достаточно дружелюбно, рассчитывая на их скорую ассимиляцию, то уехавшие в Литву сталкиваются с нарастающим комом проблем.

В отличие от поляков, власти Литвы не рассчитывают на ассимиляцию прибывшей массы белорусов. Это неудивительно, учитывая большую этнокультурную дистанцию, а также тесноту литовского рынка труда. Очевидно, литовские власти рассчитывали, что наплыв белорусов будет временным, и вскоре все они триумфально вернутся к себе на родину после свержения «режима Лукашенко».

Этого, однако, не произошло, и официальный Вильнюс оказался перед лицом проблемы, совершенно не нужной литовской этнократии — крупной славянской диаспоры.

Сегодня Литва изыскивает любые способы выдавить белорусов либо обратно в Беларусь, либо в Польшу. Представители белорусской диаспоры подвергаются бесконечным проверкам по поводу «угроз национальной безопасности», а также депортируются при первом же удобном предлоге. Граждане Беларуси сегодня прочно удерживают пальму первенства по количеству высланных из Литвы. «Офис» Тихановской при этом демонстрирует полную неспособность решать возникающие проблемы. Естественно, эта беспомощность отвращает белорусских эмигрантов от участия в политических играх беглой оппозиции.

На этом фоне Запад все больше склоняется к поддержке не оппозиционеров, а агрессивных радикалов, сбивающихся в парамилитарные формирования и проходящих боевую выучку на украинских фронтах. Пожалуй, именно с этой стороны Беларуси следует ждать основных угроз.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Европейский» год Молдовы: милитаризация, репрессии против оппозиции, падение экономики
21 мая
Год назад кишиневский режим устроил пропагандистскую акцию под громким названием «Великое национальное собрание "Европейская Молдова"». Мероприятие было призвано «сплотить» население республики вокруг «пути в ЕС». Год, прошедший после «собрания», показал, что значит Европа по мнению молдавской власти. Это милитаризм, политические репрессии, уничтожение свободы слова, реабилитация нацизма и пренебрежительное отношение к экономике страны. Нужна ли такая Европа обычным гражданам Молдовы — вопрос риторический.
Смена названия изменила судьбу Молдовы. В худшую сторону.
23 мая
Процесс распада СССР и обретения независимости бывшими союзными республиками сопровождался попытками как можно быстрее отказаться от прежних составляющих названия, напоминавших о советском прошлом. Молдавская ССР не стала исключением из этого правила, тем более что процессы поощрения национализма со стороны представителей титульной национальности активно инспирировались эмиссарами из соседней Румынии, где провозглашение независимости республики рассматривалось как переходный период к очередной попытке поглощения ее территории.
Какие проблемы Беларуси и России помогла решить союзная интеграция?
23 мая
Двадцать семь лет назад, 23 мая 1997 года, президенты Беларуси и России поставили свои подписи под Уставом Союза двух государств. Этот документ, являясь неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, имеет свою короткую, но яркую историю и стал одной из основ конструирования Союзного государства.
СНГ возрождается благодаря глобальным потрясениям
24 мая
24 мая в Ашхабаде проходит заседание Совета глав правительств стран — участниц Содружества Независимых Государств. Основная тема мероприятия — экономика. Кроме того, премьер-министры входящих в СНГ государств обсудят также энергетику, транспорт, науку и гуманитарное сотрудничество. Сегодня можно констатировать, что перспективы развития Содружества огромны. СНГ может обратиться к реальному интеграционному опыту Союзного государства России и Беларуси, который позволит существующему еще с 1991 года объединению добиться серьезных подвижек в экономике, а также в решении политико-правовых и гуманитарных вопросов.
Новости партнёров