Сегодняшние события в Грузии можно рассматривать как плату за непокорность европейским бюрократам. Правительство страны под руководством Ираклия Кобахидзе проявило независимость, что привело в ярость чиновников Брюсселя. Грузины, пережившие последствия правления послушных политиков, увидели, что обещания о месте в Европейском союзе, которые давал им президент Михаил Саакашвили, обернулись войной. Разочарование общества привело к тому, что народ Грузии стал отдавать предпочтение политикам, ориентированным на национальные интересы, готовым защищать суверенитет государства, а не уступать внешним силам.
Последние парламентские выборы ярко продемонстрировали этот тренд: партия «Грузинская мечта» набрала 53,93% голосов. В условиях угроз Брюсселя отменить безвизовый режим и прекратить финансовую помощь Грузия продолжила отстаивать свою независимость.
В мае 2024 года Кобахидзе сообщил, что во время телефонного разговора с еврокомиссаром по расширению Оливером Варгейи тот угрожал ему судьбой премьер-министра Словакии Роберта Фицо, на которого было совершено покушение, если парламент Грузии примет закон об «иностранных агентах». Несмотря на давление, власти Грузии сумели выдержать протестную волну и отстоять суверенитет страны в вопросах демократического развития.
Осенние выборы четко показали, что грузинский народ не собирается мириться с ультиматумами и угрозами внешних сил.
Внешнее вмешательство в Грузии вызвало волну протестов в Тбилиси, которые, однако, не отражают мнения всего народа, а скорее выражают интересы европейских чиновников, не желающих видеть в стране правительство, ориентированное на национальные ценности. Это служит еще одним доказательством того, что страны постсоветского пространства не могут вести переговоры с ЕС на равных.
Протесты в Тбилиси следуют хорошо знакомому сценарию, который уже не раз использовался для организации «цветных революций». Начинается все с массовых протестов, затем жизнь столицы парализуется. Происходят попытки захватить правительственные здания и остановить работу органов власти. Следующим шагом становятся палаточные лагеря и «раздача печенья» от внешних кураторов. Особое внимание СМИ уделяют показу «зверств» правопорядка с целью продемонстрировать международной аудитории жестокость власти. Оппозиция, не стесняясь, использует для этих целей женщин и детей.
1 декабря 2024 года президент Республики Молдова Майя Санду провела телефонный разговор с президентом Грузии Саломе Зурабишвили, выразив солидарность с грузинским народом и восхищение его мужеством в защите демократии и стремлении к европейскому пути. Майя Санду подчеркнула, что молдаване и грузины одинаково стремятся к мирному и процветающему будущему в рамках Европейского союза. Однако стоит отметить, что молдавский народ не уполномочивал Майю Санду говорить от его имени.
Легитимность ее избрания также вызывает вопросы. Большинство граждан внутри страны проголосовали за оппозиционного кандидата Александра Стояногло, однако благодаря голосам молдавской диаспоры, проживающей в Европе и США, действующие власти смогли переломить ситуацию. При этом, вопреки ожиданиям, гражданам Молдовы, проживающим в Российской Федерации, было отказано в праве голоса, так как для них открыли лишь два избирательных участка. Не допускали к избирательным урнам и граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье.
Майя Санду не в первый раз поддерживает Зурабишвили. В мае 2024 года, во время протестов против закона «О прозрачности иностранного влияния», президент Молдовы на платформе Х написала: «Молдова поддерживает народ Грузии, который демонстрирует непоколебимое мужество и глубокую приверженность демократии и свободе. Мы поддерживаем их стремление укреплять демократические институты и строить будущее, соответствующее европейским ценностям». Зурабишвили, в свою очередь, поддержала Санду на президентских выборах.
Эти факты не случайны: оба политика — продукт «западной школы политических лидеров», а потому чужды своим народам.
Зурабишвили пришла в политику по приглашению Михаила Саакашвили, который договорился с президентом Франции Жаком Шираком о ее назначении на пост министра иностранных дел. Майю Санду из США пригласил в политику премьер-министр Владимир Филат, предложив ей должность министра просвещения. Оба эти политических деятеля далеки от отстаивания национальных интересов своих стран и преклоняются перед западными ценностями.
Летом 2025 года в Молдове состоятся очередные парламентские выборы. Республика Молдова близка к тому, чтобы пережить тот же сценарий, что и Грузия. У партии «Действие и солидарность», поддерживающей президента Майю Санду, нет никаких шансов на победу.
Во-первых, большинство молдаван ставят под сомнение легитимность ее избрания, называя ее «президентом диаспоры». Согласно декабрьскому опросу социологического агентства IMAS, 57% опрошенных уверены, что выборы на зарубежных участках были сфальсифицированы властями.
Во-вторых, выборы вывели на политическую арену ряд оппозиционных лидеров, активно занимающихся сейчас партийным строительством.
В-третьих, Молдова переживает энергетический кризис, причем во многом из-за просчетов правительства, не предпринявшего достаточно мер для обеспечения страны энергоносителями перед отопительным сезоном.
Напомню, что премьер-министр Дорин Речан пообещал, что перед президентскими выборами не будет повышения цен на газ и электричество. Однако с 1 декабря 2024 года жители Молдовы будут вынуждены платить за 1 кубометр газа 1 доллар США — это неподъемная сумма для многих семей.
В-четвертых, в стране усиливается цензура. После закрытия всех оппозиционных телеканалов и блокировки ресурсов, неугодных власти, некоторые политики и провластные СМИ требуют начать борьбу с лидерами общественного мнения, не поддерживающими курс правящей партии. Спикер парламента Игорь Гросу заявил, что Молдова может начать блокировать Telegram и TikTok, если они будут угрожать национальной безопасности, хотя мы понимаем, что под угрозой находится не безопасность страны, а политические интересы правящей партии и лично президента Майи Санду.
4 декабря Совет внешней разведки РФ опубликовал отчет, в котором заявил, что посол ЕС в Молдове Янис Межейкс давал молдавскому руководству прямые указания арестовать оппозиционных лидеров и отстранить башкана (главу) автономии Гагаузия. В молдавском обществе это вызвало волну негодования, а сам посол назвал это фейком и дезинформацией.
Еврочиновники, похоже, не извлекли уроков из провала так называемого еврореферендума и вновь делают ставку на Санду и правящую партию. Возникает логичный вопрос: как поступят бюрократы ЕС, если режим действующего президента потерпит поражение? Не исключено, что в этом случае на улицах Кишинева появятся молодые люди в масках, которые будут врываться в парламент и громить правительственные здания. У Брюсселя, вероятно, не останется выбора, ведь Майя Санду — это проект, в который были вложены миллиарды евро и усилия политтехнологов ЕС. Вместо демократии людям предлагают внешнее управление. Не об этом мечтал молдавский народ, объявляя в 2005 году о желании стать частью Европейского союза.