Ежегодно россияне и белорусы отмечают 8 Марта — Международный женский день, который остается официальным праздником и в большинстве государств бывшего СССР. Это, пожалуй, единственная дата советского праздничного календаря, которая не подверглась «ревизии».
Традиция отмечания сложилась в период СССР. Изначально это был революционный феминистский праздник, включенный в пантеон «красных дат» Советского государства, которое видело своей основной миссией борьбу за права не только рабочего класса, но и других угнетенных социальных групп, к которым относились и женщины.
В раннем СССР борьба за равные социальные права мужчин и женщин порой обретала весьма странные формы и нередко подменялась нападками на семью как на якобы отживший свое патриархальный институт. Шла популяризация свободных отношений, которые должны заменить традиционную семью, жизни в коммунах, где все мужчины, женщины и дети являются «общими», и так далее.
Впрочем, от подобных экстремальных подходов довольно быстро отказались, и в 1930-х годах произошло возвращение к традиционной семейной морали. Изменилось и смысловое наполнение 8 Марта. Из дня борьбы за права женщин оно постепенно трансформировалось в праздник, когда женщинам принято дарить цветы и подарки. Кроме того, 8 Марта стало ассоциироваться с началом весны.
Вряд ли учредительницы Международного женского дня были бы в восторге от подобного видоизменения. По сути, во многом произошла подмена смысла даты на прямо противоположный.
Вместо «дня равноправия», призванного утверждать равенство полов и стирание различий между ними, 8 Марта превратилось в праздник женственности и традиционных семейных ценностей.
После распада СССР и социалистического лагеря большинство стран Восточной Европы отказалось от официального празднования 8 Марта, поскольку праздник ассоциируется с «советской оккупацией».
Тем не менее на бытовом уровне его отмечают в Польше, государствах Прибалтики и других странах бывшего СССР.
Тема традиционных семейных ценностей и роли женщины как хранительницы семейного очага сегодня является одной из центральных в России и Беларуси. Это не только реакция на навязываемую Западом неолиберальную повестку, но и отражение объективных потребностей белорусского и российского обществ.
Феминизм и социальная эмансипация женщин, которые стали основой межчеловеческих отношений на Западе, а вслед за ним и в других частях мира, имеют существенные побочные эффекты, о которых в свое время не задумывались разного рода политики и «активисты».
В первую очередь это кризис семьи как института, рост числа разводов и падение рождаемости. Все это явилось следствием переориентации женщин с семьи на иные формы социальной активности — работу, карьеру и тому подобное. Вся массовая культура Запада пропагандирует именно такую модель «жизненного успеха» для женщины. Более того, семья и воспитание детей все чаще преподносятся как нежелательное обременение, обуза. В философии гедонизма, являющейся основой общества потребления, семья и дети начинают восприниматься как то, что мешает получать от жизни удовольствие и реализовывать себя как личность. Возникла целая идеология осознанного отказа от деторождения во имя «жизни для себя». Следствием всего этого стал демографический кризис, накрывший западный мир.
Снижение рождаемости обернулось старением населения, а также массовым завозом мигрантов из стран Азии и Африки, что уже ставит под сомнение перспективы западной цивилизации как культурного типа.
Устойчивое снижение рождаемости наблюдалось в восточнославянских республиках СССР весь послевоенный период. Это было следствием все того же «социального освобождения» женщин и переориентации их на новые формы социальной активности, лежащие вне семьи.
После распада СССР острейший социально-экономический кризис в постсоветских республиках поставил демографическую ситуацию на грань катастрофы. И в России, и в Беларуси резко подскочил уровень смертности, который превысил рождаемость, началось сокращение населения. Справиться с этой проблемой не получается до сих пор.
В Беларуси ежегодная убыль населения наблюдается с 1994 года. За эти 30 лет население республики сократилось на 1 миллион человек: с 10,2 до 9,2 миллиона. Таким образом, Беларусь уже потеряла 10% населения.
В России убыль населения компенсируется за счет высокой рождаемости в республиках Северного Кавказа, а также благодаря миграции из стран Центральной Азии. Но такая модель демографического замещения несет и некоторые издержки.
Поэтому возрождение традиционных семейных ценностей и семейной морали является поистине вопросом национального выживания.
А для этого необходимы не только меры материального стимулирования со стороны государства. Нужно изменение мировоззрения людей, возвращение семьи в качестве одного из базовых жизненных приоритетов как для мужчин, так и для женщин.
8 Марта остается символом ценностного единства Беларуси и России. Наши народы высоко ценят роль в обществе женщины — хранительницы семьи и страны, источника эволюционной созидательной силы, обеспечивающей надежность и преемственность духовно-нравственных ориентиров при движении в будущее.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН