9 мая Россия, Беларусь, другие страны СНГ и мира отмечают 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Война отодвигается от нас все дальше в прошлое. Практически не осталось живых участников тех событий. Тем не менее 9 мая по-прежнему остается среди главных праздничных и памятных дат.
Война оставила глубокий след в исторической памяти и культурном коде народов бывшего СССР. Советский Союз внес решающий вклад в разгром нацистской Германии и ее союзников, ценой десятков миллионов жизней своих граждан освободил Европу от фашизма.
27 миллионов погибших, разрушенные и опустошенные города – такова цена этого подвига. Большего катаклизма, чем пережил СССР во время Великой Отечественной, пожалуй, не знала мировая история. Именно поэтому память о Победе тщательно сохраняется и оберегается.
Война определила дальнейшее мировое устройство на десятилетия вперед. Ценой чудовищных жертв СССР добился статуса мировой державы и вынудил Запад считаться с этим, нарушив его глобальную гегемонию.
Именно поэтому ревизия итогов Второй Мировой и демонтаж Ялтинской системы оставались долгосрочной целью США и стран Западной Европы на протяжении десятилетий.
Когда СССР и социалистический лагерь рухнули, начался пересмотр исторических фактов о Второй Мировой и Великой Отечественной войне как ее составной части.
Следует отметить, что память о войне у нас и на Западе принципиально разная. Для западных стран Вторая мировая стала лишь одной из множества в череде многочисленных междоусобных конфликтов. Большая часть европейских государств сдалась нацистским оккупантам практически без боя, а сам режим оккупации был достаточно мягким, особенно в сравнении с тем, что творилось на востоке. Соответственно, жертв и разрушений на западном театре было неизмеримо меньше.
На Западе так до конца и не поняли, что для СССР и его жителей это была война не на жизнь, а на смерть, и именно поэтому победе в этой войне у нас уделяется так много внимания.
На восприятие событий Второй мировой на Западе все большее влияние оказывал опыт противостояния с СССР в холодной войне. Постепенно складывалось представление о противостоянии Советского Союза и нацистской Германии как о схватке двух тоталитаризмов. Соответственно, освобождение народов Восточной Европы от нацизма начало преподноситься как смена нацистского ига коммунистическим.
Идеология «освобождения от коммунистического ярма» не могла не повлиять и на память о победе во Второй мировой. Ведь если нацизм и коммунизм — две разновидности «тоталитарного зла», то и победа коммунистического СССР над нацистской Германией — лишь победа одного зла над другим.
Это сделалось важным идеологическим оружием в борьбе Запада против СССР и социалистического лагеря. Идеология «освобождения от коммунистического ярма» в итоге стала основной практически во всех бывших социалистических странах и многих республиках бывшего СССР, что не могло не привести к пересмотру отношения к итогам Великой Отечественной войны.
Представление о Победе как о начале «советской оккупации» означало формирование негативного отношения к ней. Эпидемия вандализма и сносов памятников советским воинам прокатилась по всей Восточной Европе.
Внедрение деструктивных мифов о Великой Войне также было элементом демонтажа российского влияния в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Именно поэтому негативное восприятие Победы советского народа всячески поддерживалось и поощрялось, приобретая все более уродливые и радикальные формы.
Одним из элементов этой исторической «ревизии» стало обеление восточноевропейских коллаборационистов как мнимых борцов за свободу своих стран, вынужденно пошедших на сотрудничество с Гитлером.
В свою очередь, культ коллаборационистов закономерно вел к реабилитации нацизма как такового и подъему неонацизма.
Наиболее катастрофические последствия это имело на Украине, которая наравне с Россией и Беларусью всегда считалась одной из стран-победительниц. Выходцы с УССР составляли значимую часть кадрового ядра Красной Армии.
Однако за несколько десятилетий удалось осуществить перепрошивку массового сознания, террористическими методами стереть или дискредитировать память о Победе и возвести на пьедестал совсем других «героев» - нацистских коллаборационистов и преступников, действовавших в основном на Западной Украине.
Следствием подобной перепрошивки сознания стал настоящий расцвет неонацизма, который фактически лег в основу идеологии современного украинского государства.
Культивирование странами Запада нацистской идеологии на Украине с помощью подстрекательства, провокаций и щедрых финансовых вливаний уже обернулось большой трагедией.
Во многом сходная ситуация сложилась и в Прибалтике, где чествования коллаборантов и дискриминационные практики в отношении русских стали нормой политической жизни.
Неонацизм оказался удобным инструментом стравливания соседних стран с Россией.
Агрессивная идеология, фактически расчеловечивающая русских, представляющая их в виде «унтерменшей», является удобным подспорьем для формирования антироссийских режимов по периметру границ РФ.
Юбилейные торжества в этом году проходят в обстановке новой большой конфронтации в Европе, когда коллективный Запад пытается победить Россию руками неонацистского киевского режима, который уже пригрозил омрачить праздничный день терактами и провокациями.
Однако, несмотря ни на что, русские и белорусы встречают этот день вместе. Наши народы остаются верны памяти своих славных предков и едины в неприятии неонацистской идеологии.
В этот день хочется надеяться, что и братскую Украину удастся вырвать из лап новой коричневой чумы, и следующий большой юбилей Великой Победы три восточнославянских народа-победителя встретят вместе – как это всегда и было.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН