×
Политика Политика

Эксперт-европеист рассказал почему в ЕС все чаще говорят о важности сближения с Россией

Источник изображения: ria.ru / Автор - Алексей Витвицкий

В последнее время ряд европейских политиков сделали публичные заявления о необходимости восстановления отношений с Россией. В то же самое время, заметных подвижек в этом направлении со стороны ЕС в целом не наблюдается. Эксперт-европеист Вадим Трухачев в интервью корреспонденту аналитического портала RuBaltic.Ru рассказал, что стоит за «русофильскими» выступлениями, чего Москве стоит в ближайшее время ожидать от Брюсселя, и почему некоторые страны Европы готовы наступить себе на горло, лишь бы навредить России.

— В последнее время в Европе прозвучал ряд заявлений о необходимости постепенного восстановления отношений с Россией. В частности, за это выступает президент Чехии Петр Павел. В том же смысле неоднократно высказывался глава правительства Венгрии Виктор Орбан.

— В Европейском союзе имеют значение не заявления, а документы. Любое политическое заявление в ЕС уже завтра можно выбросить в мусорку, и о нем быстро все забудут. А вот если что-то записано в официальном документе, то это можно воспринимать всерьез.

Разговоры о восстановлении отношений с Москвой действительно идут. Дело в том, что в отличие от России, в Европе международная повестка активно используется во внутриполитических процессах. Поэтому Россия и Украина становятся «разменными монетами» при конкуренции на внутриполитической арене.

В Чехии приближаются выборы. Причем, премьер-министр Петр Фиала, отличившийся на поле радикальной поддержки Украины, сейчас совершенно непопулярен. Вот Павел и решил помочь ему удержаться на плаву, сделав заявление в поддержку более рационального курса. Увидев, что нынешняя политика не приносит успеха, «фраер сдал назад». Так что первопричина заявления — не реальные планы, а попытка найти подход к избирателям.

При этом, нужно понимать, что Павел, несмотря на все свои заявления, был и остается главным «собирателем» снарядов для Украины по всему миру — и, в том числе, в странах, поддерживающих особые отношения с Россией, таких как Сербия и Казахстан.

Что касается Орбана, то его у нас, наверное, слушают даже больше, чем дома. Вне всякого сомнения, его есть за что любить, и за что уважать. Но не стоит забывать и о неприятных деталях — оружие из Чехии едет на Украину, в том числе, через венгерскую территорию. Также Венгрия оказывает киевскому режиму невоенную помощь — лечит раненных солдат, поставляет аптечки. И это все — несмотря на не комплементарные заявления Зеленского об Орбане лично, ограничения прав венгров на Закарпатье и их насильственный призыв в ВСУ. Будапешт все равно вынужден выдерживать общеевропейский курс.

Но заявления о необходимости более рациональной политики и восстановления отношений с Россией от Орбана будут звучать все чаще. В следующем году у него очень тяжелые выборы. Он находится при власти уже 15 лет, и многие от него устали. Поэтому ему отчаянно необходимо доказать избирателям, что нынешняя оппозиция угрожает Венгрии сдачей национальных интересов в угоду Брюсселю, предательством венгров на Закарпатье, допуском в страну мигрантов и прочими неприемлемыми вещами.

— Какие еще европейские государства принципиально поддерживают восстановление отношений с Россией, хоть их лидеры и не говорят об этом публично? При каких обстоятельствах они могли бы проявить свою позицию?

— Здесь нужно понимать, что Чехия, о которой мы говорили, очень сильно отличается от многих других государств ЕС. Еще недавно у нее были нормальные государственные отношения с Москвой, и общественное мнение до 2021 года не было однозначно антироссийским, а властям приходится учитывать настроения людей.

Во многих других странах Европы логика подхода к текущим событиям принципиально иная. Их волнует дележка военных контрактов — кто что будет производить, кто за что будет платить. Европейские члены НАТО думают о том, как им загрузить свой ВПК. Поэтому каких-то шагов навстречу России от Европы в целом сейчас ждать не стоит.

— Одними из наиболее агрессивных критиков восстановления отношений с Россией являются республики Прибалтики и Польша. Что они уже потеряли из-за своей позиции в различных сферах, и почему, несмотря на проблемы, они придерживаются ее?

— К этому списку еще стоит добавить Швецию с Данией. Они меньше, чем элиты Прибалтики и Польши склонны заниматься позерством, а по уровню антироссийских настроений приближаются к ним, но при этом имеют куда более высокий уровень влияния на принятие решений в ЕС и НАТО. И для киевского режима делают больше — хотя бы потому, что банально позажиточнее. У Швеции антироссийские настроения обусловлены историческими факторами, а у Дании — тем, что это самое проамериканское из богатых государств Европы.

В то же самое время, Швеция и Дания в сложившейся ситуации потеряли меньше Прибалтики и Польши. Те раньше активно закупали в России топливо и плотно сидели на транзите между Россией и Европой. Их экономическая зависимость от Москвы была обусловлена географией, но все же они осознанно пошли на антироссийские действия. У нас многие не понимают их логику, так как считают, что в Европе все меряется деньгами.

Но в данном случае идеология оказалась важнее. Девять из десяти поляков плохо относятся к России — вне зависимости от партийной принадлежности.

Между разными политическими силами существуют лишь отличия по силе этого негатива и по идеологическим акцентам — по причинам неприятия России. Вот они и готовы идти на экономические потери, чтобы только сделать нам плохо. Ситуация в этом смысле может измениться лишь после того, как они получат более серьезные проблемы. Например, если Брюссель заставит их массово принимать мигрантов из Ближнего Востока и из Африки. Это может отвлечь их от мыслей о русофобии. Кстати, в скандинавских странах отчасти это уже происходит.

— Каких еще провокаций и антироссийских жестов стоит ожидать от республик Прибалтики и Польши в ближайшее время?

— Вряд ли от них в ближайшее время стоит ожидать каких-то новых сюрпризов. По правде говоря, они и так сделали все, что могли. А вот служить «пушечным мясом» желания у них нет. Они хотят получать выгоды от статуса «прифронтового государства», но местные жители не горят желанием лично гибнуть за чужие политические интересы. Это для них, своего рода, «красная черта». Лично воевать они готовы только в конфликте, в котором напрямую участвуют США и Великобритания — причем, вместе.

— Какова может быть цена сохранения русофобского курса для Прибалтики и Польши в будущем?

— Уровень жизни в Европе падает. Причем, не только в Прибалтике и Польше, но и по всему ЕС. Поколение детей живет хуже, чем жило поколение их родителей. И, конечно, противоборство с Россией существенно влияет на это. Польша, например, около тридцати лет, вплоть до начала 2020-х, успешно развивалась, а теперь забуксовала. Ее «история успеха» ведь во многом была связана с российско-европейским транзитом. Прибалтику ничего хорошего тоже не ждет. Но все равно пока что идеологический фактор оказывается важнее. Поэтому рассчитывать на то, что существующий кризис может разрешиться мягким договорным путем, не стоит.

Европе для корректировки позиции нужно серьезное изменение ситуации в мире или болезненные внутренние потрясения.
— Смогут ли республики Прибалтики и Польша в будущем помешать восстановлению отношений других европейских государств с Россией?

— Они, конечно, будут стараться предотвратить это в меру своих сил. Но нужно понимать, что данный вопрос и так не стоит сейчас на повестке дня. Единственное государство Европы, в котором жестко преобладают пророссийские настроения — это Сербия, но она — не входит в ЕС. Что касается членов Евросоюза, то сегодня в его составе нет ни одной страны с большинством граждан, осознанно поддерживающих Москву. Да, есть государства вроде Греции, Словакии или Болгарии, где существуют большие группы лояльно настроенного к России населения, и наблюдается общественный раскол по данному вопросу. Есть государства, где большая часть жителей — рациональные нейтралы. Но есть и страны, в обществе которых наблюдаются явно преобладающие антироссийские настроения — уже упомянутые нами балтийские республики и Польша, Финляндия, Швеция, Дания, Хорватия, Нидерланды, Ирландия и Португалия. Вот они сегодня и задают Евросоюзу общий вектор по российскому вопросу.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Ради чего Литва рассорилась с Китаем?
19 июля
Правительство Палуцкаса пытается восстановить разрушенные предыдущим кабинетом министров дипломатические отношения с Китаем, но у них ничего не получается.
Власти Эстонии выдавливают из автомобилистов средства на свои военные авантюры
20 июля
Десятки тысяч эстонцев не смогли заплатить вовремя «транспортный налог», введенный с грубыми нарушениями законодательства в 2025 году. Местный Союз автовладельцев просит власти предоставить людям хотя бы беспроцентную отсрочку, но это принципиально проблему не решит. Сама ситуация абсурдна «со всех сторон». Официальный Таллин пытался убить двух зайцев одним выстрелом: прогнуться перед Брюсселем в рамках «зеленой повестки» и изыскать дополнительные средства на авантюры вроде финансирования киевского режима. При этом «гениальные» эстонские политики хотят «надоить из коровы побольше молока, выдавая ей поменьше корма». Ведь экономика страны падает, и людям банально негде брать средства на уплату новых налогов.
В России рассказали о вреде «вымученных санкций» для самого Евросоюза
19 июля
Новые «вымученные» санкции против России ухудшат и без того плачевное состояние экономики Европейского союза. Об этом заявили в постоянном представительстве РФ при ЕС.
Евросоюз расширил санкции против Беларуси
19 июля
Европейский союз расширил санкции против Беларуси, добавив в черный список восемь юридических лиц. Об этом говорится в опубликованном в «Официальном журнале ЕС» постановлении Совета ЕС о введении 18-го пакета санкций против РФ.
Новости партнёров