В селе Осины на востоке Польше упал неизвестный беспилотник. Варшавские политики и западные СМИ поспешили обвинить в произошедшем Россию. Однако вскоре выяснилось, что дрон не имел боевой части, и даже его тип с уверенностью установить нельзя. История вызывает очевидные ассоциации с инцидентом 2022 года, когда взорвавшаяся на территории Польши и объявленная изначально «российской» ракета оказалась украинской, и поэтому даже гибель польских граждан пришлось «спустить на тормозах». Кроме того, возникают серьезные вопросы к многомиллиардным затратам Варшавы на систему ПВО, которая не способна перехватить никакие воздушные объекты.
20 августа 2025 года европейские СМИ сообщили о падении накануне ночью в районе селе Осины на востоке Польше некого воздушного объекта. В прессу попали «драматические» подробности инцидента. По словам «очевидцев», их дома дрожали, в сараях вылетали стекла и двери, и вообще им казалось, что началась война. Местные власти поспешили создать «кризисный штаб».
Однако ужасы, которые нагнетало польское общественное телевидение, завершились большим пшиком. Командование вооруженных сил Польши заявило о том, что не зафиксировало нарушений воздушного пространства страны. А полиция сообщила об обнаружении в кукурузном поле обгоревших фрагментов металла и пластика неизвестного происхождения. Единственное, что смогли идентифицировать среди них военные специалисты — это «компонент старого пропеллерного двигателя». Силовики даже не смогли с уверенностью сказать, гражданское или военное происхождение имеют обломки.
Правда, Rzeczpospolita, ссылаясь на некие тайные источники, написала, что фрагменты могли принадлежать беспилотникам «Shahed-131» или «Shahed-136».
МИД Польши поспешило передать ноту посольству России.
«По мнению министерства иностранных дел, этот инцидент подрывает доверие к Российской Федерации как к надежному участнику любого мирного процесса и как к участнику любой деятельности в рамках международного сообщества. Мы рассматриваем это как преднамеренную провокацию, часть гибридной войны и еще один акт враждебности по отношению к Республике Польша», — официально прокомментировали произошедшее в польском МИДе.
А генсек НАТО Марк Рютте публично заявил о том, что Варшава должна отреагировать на падение «российского беспилотника», а Североатлантическому альянсу нужно «скоординировать» свои действия по данному вопросу
Зато в польском минобороны буднично сообщили о том, что упавший дрон не имел боевой части, и теоретически мог быть сбившейся с маршрута целью-«обманкой».
На этом фоне вызывают большие вопросы «источники» польских СМИ, сообщавшие об «огромном взрыве» и «выбитых ударной волной» дверях и окнах.
«На основании доступного общественности обсуждения этих вещественных доказательств, которые были найдены на месте происшествия, я не могу однозначно утверждать, что это была провокация - российская, белорусская, украинская, инопланетян и т. д. - и что это была провокация Российской Федерации. Я не могу сказать без тени сомнения, что это была какая-либо провокация… Определенные находки на месте сбитого беспилотника заставляют меня с осторожностью относиться к этому утверждению. Это требует дальнейшего анализа, и, возможно, мы никогда не узнаем правду», — приводят европейские СМИ мнение главного реактора журнала «Армия и техника» Анджея Кински.
Сотрудники польской прокуратуры сообщили журналистам о том, что какие-либо доказательства принадлежности беспилотника России или Украине, — отсутствуют. По их мнению, объект предположительно летел со стороны польско-белорусской границы, однако ничего сказать наверняка нельзя — маршрут движения дрона неизвестен. Территорию в районе падения БПЛА изучают шесть прокуроров и около 150 сотрудников других ведомств, но никакой новой информации общественности силовики пока сообщить не могут.
Получается, что польские журналисты, дипломаты и политики, с уверенностью говоря о «российском дроне», банально врали. Но извиняться и отзывать ноты никто, конечно, не стал.
По части организации «шумных» провокаций польские политики — типичные ученики немецких нацистов. У тех тоже, то коммунисты «поджигали» Рейхстаг, то поляки «нападали» на радиостанцию в Глайвице. Казалось бы, у жителей Польши должен был возникнуть устойчивый иммунитет от подобных проделок, но нет.
Инцидент вызывает стойкое ощущение дежавю. Все это уже было в 2022 году. Тогда от взрыва на зерносушилке в районе польского села Пшеводув погибли два человека и был поврежден трактор. Реакция западных СМИ была такой же, как и в этот раз. Агентство Associated Press назвало российские ракеты предположительной причиной взрыва. А CBS с уверенностью охарактеризовало произошедшее, как «российский ракетный удар». Посла РФ вызвали в польский МИД. Официальная Варшава подняла уровень боеготовности армейских частей, а руководство НАТО провело закрытый совет. Украинские и некоторые западные СМИ истерично кричали о необходимости применения 5-ой статьи Североатлантического пакта о коллективной обороне. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба призвал НАТО к «жесткому ответу» на произошедшее.
Вот только закончилось все очень «неудобно». Следствие быстро выяснило, что ракета была выпущена из комплекса ПВО С-300, что сразу же поставило под сомнение наличие «российского следа» — от Польши до ближайших позиция противовоздушной обороны ВС РФ достаточно далеко.
А затем польский президент Анджей Дуда публично признал, что ракета, «скорее всего», была украинской.
В дальнейшем, по информации СМИ, это было подтверждено официальным расследованием. В итоге Дуда назвал «прилет» украинской ракеты «несчастным случаем», а гибель польских граждан «спустили на тормозах». Украинским «демократам» со свастиками на флагах можно время от времени убивать простых европейских фермеров.
Отдельный большой вопрос в контексте инцидентов с ракетами и дронами — это качество системы польской противовоздушной обороны. Официальная Варшава регулярно запрашивает бюджетные миллиарды на обеспечение безопасности с воздуха.
Так, в 2023 году Польша заявила о приобретении у США 48 пусковых установок Patriot и 600 ракет к ним на общую сумму в 15 миллиардов долларов.
В том же году британское подразделение европейского производителя ракетных вооружений MBDA заключило контракт на 4,9 миллиарда долларов с польским государственным оборонным концерном PGZ на поставку новых зенитных управляемых ракет CAMM-ER. В 2024-ом почти миллиард польские власти выделили на покупку радиолокационной системы и договорились о закупке в Соединенных Штатах интегрированной системы управления противовоздушной и противоракетной обороной IBCS за 2,53 миллиарда. И все это — за короткий промежуток времени — не говоря о том, что Варшава активно вооружалась западными системами с момента вступления в НАТО в 1999 году.
И что Польша имеет в сухом остатке, если ее ПВО «не видит» ни украинских ракет, ни таинственных беспилотников неизвестного происхождения? Варшаве просто очень везет с тем, что Россия в реальности не строит в отношении нее никаких агрессивных планов. Но польским налогоплательщикам все равно пора начинать спрашивать у своих «вождей», куда идут бюджетные миллиарды…




