Политика Политика

Миротворцы из Беларуси и Казахстана. Как Расмуссен хочет объединить Украину и Донбасс

Источник изображения: http://www.ratel.kz
0  

План бывшего генсекретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена по «наведению порядка» в Донбассе был представлен на прошлой неделе под названием «Может ли ООН объединить Украину?». В Кремле отказались от комментариев по его поводу, а глава Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев назвал документ «некачественным описанием того, что происходит на юго-востоке Украины». Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, в чём состоят особенности этого противоречивого доклада.

Первое, что бросается в глаза, — это употребление названий республик Донбасса без привычных кавычек и уничижительных приставок вроде «так называемые» (кстати, закрепленное в Минских договоренностях определение «Особые районы Донецкой и Луганской областей» в тексте вообще не встречается). Впрочем, не только эти месседжи отличают «план Расмуссена» на фоне других документов.

Бесконечный «Минск»

Минские соглашения, 2015 год / Фото: meduza.ioМинские соглашения, 2015 год / Фото: meduza.io

Ничего принципиально нового авторы не предлагают — рассуждения о выходе из украинского кризиса ограничены рамками Минских соглашений. При этом введение миротворцев и другие инициативы рассматриваются лишь как катализаторы выполнения договоренностей.

ЕС и НАТО не у дел

По мнению авторов доклада, абсолютно очевидно, что деятельность НАТО и ЕС в Восточной Украине сегодня не стоит на повестке дня: эту инициативу неизбежно отвергнет Россия.

«Чтобы удовлетворить Россию, любые крупные международные силы в регионе должны, как минимум, иметь мандат Совета Безопасности», — говорится в докладе.

Это может быть миссия голубых касок под оперативным управлением ООН (наподобие той, что вводилась на Ближнем Востоке и в Африке) или оперативно-автономная международная компания, ответственная перед Советом Безопасности.

Дислоцирование по всей территории

Источник: rusprav.tvИсточник: rusprav.tv

Российская сторона неоднократно предлагала в качестве первого шага разместить миротворцев в «серой зоне» между воюющими сторонами, чтобы решить наиболее острую проблему — непрекращающиеся обстрелы мирных жителей. Впрочем, о жизни людей в прифронтовых районах авторы «доклада Расмуссена» даже не упоминают.

«Ограниченный вариант» миротворческой миссии они рассматривают как способ предотвратить потерю Киевом новых территорий в случае серьезного ухудшения ситуации.

«Но это чревато замораживанием линии разграничения в качестве де-факто постоянной границы, как в Молдове, Грузии и на Кипре». Поэтому, согласно документу, международная миссия должна работать по всей территории Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР).

Вся власть миротворцам

По мнению авторов, даже свободный доступ миротворцев на всю территорию Донбасса не гарантирует им возможность влиять на политическую ситуацию в регионе. В качестве прецедента приводится пример Абхазии, где малочисленная миссия ООН обнаружила себя «существенно зависимой от политики и предпочтений России». Поэтому, как указано в докладе, для реального урегулирования конфликта нужно не только предоставить миротворцам широкие полномочия, но и привлечь большое количество гражданских лиц.

Отдельно рассматривается вопрос о деятельности независимых от местной власти органов правопорядка.

Сначала выборы, потом граница

Источник: 2000.uaИсточник: 2000.ua

Украинские политики (в том числе и президент Петр Порошенко) не скрывают желания взять под контроль государственную границу с Россией, отрезав от нее республики Донбасса, и только после этого провести местные выборы. Но авторы доклада понимают, что это невозможно:

«Говоря простым языком, право Киева возобновить суверенный контроль над своими границами зависит от проведения местных выборов, которые, скорее всего, никогда не состоятся без внешнего катализатора».

То есть сначала выборы, а потом контроль над границей. С другой стороны, Киев опасается, что Россия может повлиять на результаты местных выборов, поэтому на границе между РФ и ЛДНР должны располагаться миротворцы. Честное голосование, по мнению авторов доклада, возможно только в случае достаточного международного присутствия на не контролируемом Киевом участке российско-украинской границы. Это позволит убедить украинскую власть, что Москва не вмешивается в выборы.

Численность контингента

Донецкая область на карте / Источник: dic.academic.ruДонецкая область на карте / Источник: dic.academic.ru

В докладе указана возможная численность международного контингента в Донбассе — 50 тысяч человек. При этом авторы доклада утверждают, что минимальное число солдат, необходимых для наведения порядка, составляет 24 тысячи (из них 20 тысяч военных и 4 тысячи полицейских). 

Речь идет не только о миротворцах «внутри» ЛДНР, но и о тех, которые будут стоять на границе с Российской Федерацией: «Для достижения высокой плотности миротворцев вдоль границы, аналогичной той, которая понадобилась для умиротворения Израиля и Сирии, может потребоваться около 5–6 тысяч человек».

Кто будет участвовать

По мнению авторов, национальный состав международной миссии может стать камнем преткновения. Очевидно, Россия будет препятствовать участию в миротворческом «походе» представителей некоторых стран, поэтому Западу снова придется идти на уступки.

В докладе предлагается сделать «ядром» контингента солдат европейских стран, не являющихся членами НАТО (таких как Швеция, Австрия, Финляндия), и дружественных России государств (Беларусь и Казахстан).

С другой стороны, полноценная деятельность миссии представляется составителям доклада немыслимой без участия хотя бы некоторых стран НАТО: «В будущих переговорах с Россией, возможно, потребуется приложить долгосрочные усилия, чтобы оправдать призыв миротворческих сил, включающих часть представителей НАТО, возможно из стран, у которых хорошие отношения с Москвой, таких как Греция, или слабо участвующих в конфликте, как Португалия».

Организация выборов

Сложности могут возникнуть, когда встанет вопрос, каким уровнем полномочий будут обладать миротворцы в выборном процессе.

«Самым экстремальным вариантом для международной миссии была бы полная ответственность за все аспекты процесса, включая подсчет и оглашение результатов», — утверждают составители документа.

Также они добавляют, что этот сценарий будет неприемлем и для Киева, и для местных властей в Донбассе. С другой стороны, попытка позволить Киеву и Донецку самостоятельно провести выборы наверняка не увенчается успехом. Наиболее разумным признается вариант, когда специальные выборные комиссии под покровительством ООН будут включать в себя представителей Украины, Донецка и Луганска.

Псевдопризнание ЛДНР

Андерс Фог Расмуссен / Источник: topwar.ruАндерс Фог Расмуссен / Источник: topwar.ru

Очевидно, важный месседж Расмуссена — это призыв считаться не только с интересами России, но и с теми силами, которые реально контролируют ситуацию в Донбассе. В документе прослеживается четкое разделение между Кремлем и властями ЛДНР. У России достаточно ресурсов, чтобы воздействовать на лидеров республик Донбасса, считают авторы, и если Москва поддержит ввод миротворцев, то Донецк и Луганск вынуждены будут подчиниться. Но это не значит, что их интересы можно сбросить со счетов.

«В конечном итоге для осуществления операции понадобится молчаливое согласие фактических властей ДНР и ЛНР», — подчеркивается в документе. Таким образом, с большими оговорками, но определенная субъектность республик в документе признается.

Украинская угроза

Авторы доклада считают недопустимыми преследования жителей ЛДНР по политическим мотивам. Более того, с их точки зрения, призывы некоторых украинских политиков «наказать сепаратистов» сильно вредят процессу реинтеграции.

Такая риторика может привести к массовому бегству мирных жителей из региона и укреплению позиций тех, кто будет сопротивляться возвращению Донбасса в состав Украины.

В тексте также сказано, что попытки киевских властей захватить территорию ЛДНР при попустительстве международной миссии должны быть пресечены: «Как только миротворцы, наконец, войдут в Донбасс, Киев должен будет гарантировать, что украинские военные не пересекут прежнюю линию разграничения, что никакие военизированные группировки не попытаются опередить миротворцев и не будут проводить репрессии».

Заключение

Разумеется, «доклад Расмуссена» — это не официальный документ, а всего лишь пища для размышлений. Но есть все основания полагать, что на всеобщее обозрение его выставили не случайно. Хотя Россия в нём по-прежнему рассматривается как главная сила, способная теми или иными способами воспрепятствовать деятельности миротворцев ООН, авторы текста предпочли отойти от вызывающей антироссийской риторики. Они подчеркивают, что во всех вопросах должна быть учтена позиция Кремля, поэтому киевским властям придется идти на компромиссы. Речь идет не только об официальном Киеве, но и о тех, на кого будет возложено руководство международной миссией.

«Целью миротворческой операции в Донбассе не должны быть действия, направленные на защиту Украины от текущей или будущей российской интервенции. Такая позиция может спровоцировать более масштабную войну», — этими словами можно резюмировать содержание документа.
Читайте также
«Что дальше? Да хоть камни с неба! Мы — на Родине!»: как поменялся Крым за последние четыре года
16 февраля
Интервью с директором Института Русского зарубежья Сергеем Пантелеевым.
Блокада Донбасса: нелегкое положение тяжелой промышленности
18 февраля
Почти год назад из-за блокады Донбасса власти ДНР приняли решение взять под внешнее управление целый ряд предприятий, которые до этого работали в украинском правовом поле. Сложно предположить, чем закончится этот смелый эксперимент, но промежуточные итоги неутешительны.
Североамериканский тупик и другие адреса иностранных посольств в Москве
15 февраля
Россия может использовать всю свою фантазию и чувство юмора для приведения адресов посольств недружественных ей стран в соответствие с их реалиями.
Первый, но не последний фильм о Виталии Чуркине. Интервью с Сергеем Брилевым
19 февраля
Интервью с автором картины Сергеем Брилевым.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...