×
Политика Политика

Латышские военные объединяются с ультраправыми

Источник изображения: nacionalisti.lv

Латвийское добровольческое объединение «Земессардзе» проводит совместные тренировки с ультраправой группировкой «Стражи Отечества», внесённой Полицией безопасности Латвии в список радикальных организаций. «Стражи Отечества» нацелены на борьбу против «иммигрантов и оккупантов», используют в своей деятельности нацистскую символику и сотрудничают с молодёжным отделением Национального объединения ВЛ/ОС-ДННЛ. Объединение ресурсов неонацистов и земессаргов может привести в Латвии к этническим чисткам, убийствам и погромам на почве межнациональной ненависти.

«Таблетки против оккупантов», «Здесь не будет как в Кёльне, здесь будет как в Спарте», «Если ты не из тех, кто говорит иммигрантам Welcome, хотим видеть тебя на наших тренировках в боксёрских перчатках», – такими лозунгами в социальных сетях привлекает к себе внимание и вербует в свои ряды новых сторонников боевое движение Tēvijas sargi («Стражи Отечества»). Наглядная агитация у «Стражей» подчёркнуто жёсткая и оккупационная – не только агрессивные слоганы и угрозы расправы над инородцами, но и соответствующая символика. Винтовочные патроны, отрубание головы, чернокожий мужчина с молотком.

Логотип организации «Стражи Отечества»Логотип организации «Стражи Отечества»

«Стражи Отечества» начали раскручиваться в публичном пространстве с прошлого года, когда возник вопрос о переселении в Латвию беженцев из стран Азии и Африки. В октябре Tēvijas sargi и Национальный союз «Справедливость» устроили под зданием Сейма акцию против приёма беженцев. Затем «Стражи Отечества» присоединились к факельному шествию 18 ноября, традиционно устраиваемому в Риге в День независимости Латвии Национальным объединением ВЛ/ОС-ДННЛ. Там Tēvijas sargi снова выступили против миграционных квот и за закрытие латвийской границы.

Полиция безопасности Латвии внесла «Стражей» в список радикальных организаций, угрожающих государственной безопасности, но, несмотря на это, деятельность организации находит положительный отклик у системных политических сил.

В сотрудничество со «Стражами Отечества» всё более вовлекается главная национал-радикальная сила Латвии – входящее в правящую коалицию и правительство и удерживающее пост спикера Сейма Национальное объединение ВЛ/ОС-ДННЛ.

Сначала на фотографиях боевых тренировок ультраправой группировки был замечен член правления Национального объединения вице-мэр Огрского края Эгил Хелманис, заявивший прессе, что они у него «просто тренируются». Затем призыв присоединяться к «Стражам Отечества» опубликовало молодёжное отделение ВЛ/ОС-ДННЛ.

Лидер партии ВЛ/ОС-ДННЛ Райвис ДзинтарсЛидер партии ВЛ/ОС-ДННЛ Райвис Дзинтарс

Лидер партии Райвис Дзинтарс (сам пришедший в системную политику из такой же ультраправой группировки) уклонился от однозначной оценки деятельности Tēvijas sargi, сказав, что разделяет цели движения, но не методы их достижения. «Насколько я знаком с публично заявленными “Стражами Отечества” целями, они в большой степени совпадают с целями Национального объединения и его сторонников: ограничение процесса миграции, создание латышской Латвии. Я не могу ручаться за все методы деятельности организации потому, что я их не знаю. И они отличаются от действий и методов политической партии», – заявил Дзинтарс.

Однако сотрудничеством с парламентскими ультраправыми инкорпорация антимигрантской неонацистской группировки в политическую систему Латвии, как теперь выяснилось, не ограничивается.

«Стражи Отечества» проводят совместные тренировки с латвийским добровольческим объединением «Земессардзе» – национал-радикалы и латвийские добровольцы-земессарги совместно обучаются навыкам ближнего боя на тренировочной базе Tēvijas sargi.
Активисты организации «Стражи Отечества»
Активисты организации «Стражи Отечества»

На прошлой неделе в профиле Студенческого 19-го батальона «Земессардзе» в Facebook появился призыв принять участие в тренировках «Стражей Отечества» по рукопашному бою. «Если убрать символику Tēvijas sargi, то они будут выглядеть как те парни, которые на Маскачке покупают бейсбольные биты. Если ты земессарг, то нужно отличаться от радикалов в России, а не пытаться быть похожим на них. Я выбираю обучаться рукопашному бою в среде, которая не ассоциируется с уличной бандой», – прокомментировал ситуацию анонимный земессарг.

«Нам регулярно читают лекции про то, что в интернете очень важно быть корректными, чтобы не выдать важную информацию и не портить имидж “Земессардзе”. Популяризация мероприятий радикалов, на мой взгляд, противоречит тому, чему нас учат», – считает другой член «Земессардзе», доброволец Гатис Замурс.

Между тем, идею совместных тренировок земессаргов и «Стражей Отечества» поддержал скандально известный депутат Сейма Вейко Сполитис, в своё время бывший модератором страницы Студенческого батальона «Земессардзе» в Facebook. В прошлом Сполитис прославился вождением автомобиля в нетрезвом виде, за которое он отсидел пять суток в изоляторе и был исключён из правящей партии «Единство», а также заявлением, что неграждане должны быть благодарны латвийскому государству за то, что последнее не депортировало всех «оккупантов» из страны после 1991 года.

От этого соединения ультраправых боевиков с системными политиками и государственными структурами Латвии возникает взрывоопасный коктейль, который может привести к этническим чисткам, убийствам и погромам на почве межнациональной ненависти.
Радикальная группировка на Майдане
Радикальная группировка на Майдане

Скажете, что такой прогноз – это явное преувеличение и сгущение красок? В маленькой тихой Латвии такое невозможно? То же самое до декабря 2013 года говорили на Украине: при всём буйстве новейшей политической истории Украины, за 20 с лишним лет количество политических убийств там можно было пересчитать по пальцам одной руки, никогда не было терактов, погромов, каких-либо политических преступлений. Какие бы политические страсти ни бушевали на Майдане или в Верховной раде, украинцы – мирный народ, они будут ругаться, кричать, размахивать кулаками, но никогда не дойдут до убийства.

Можно ли сегодня представить, что украинцы три года назад свято верили в эти слова, когда их произносили? Миф о шумной и скандальной, но мирной и бескровной украинской политике рухнул с появлением на Майдане первых бандеровских молодчиков с железными цепями и «коктейлями Молотова», которые они применили против внутренних войск. Почему ультраправые бандитские группировки чувствовали себя в центре Киева так уверенно и отчего так смело бросались жечь заживо представителей правопорядка? Потому что к концу 2013 года они были уже тесно ассоциированы с политической системой. Их тренировочные базы посещали депутаты Верховной рады, их деятельность поощряла СБУ, их лидеров «прикармливали» украинские олигархи и даже администрация президента Януковича, а боевой актив вывозили проходить боевую подготовку на тренировочных базах в Польше и Прибалтике (включая базу Адажи в Латвии).

От этого у бойцов «Тризуба», «Свободы», «Белого молота» и прочих возникло ощущение вседозволенности и безнаказанности. В результате их деятельности рухнул миф о шумной, но бескровной Украине. Сначала на Майдане, затем в Донбассе, затем в Одессе, затем в Закарпатье, далее везде.

Точно так же рухнет миф о тихой, мирной и скучной Латвии, в которой не может случиться большого кровопролития, не может произойти убийства на почве национальной и расовой ненависти.
Радикалы на Майдане

Украинские события непременно повторятся в Латвии, если латвийские политики и силовики пойдут по кривой дорожке своих украинских коллег и станут развивать отношения с неонацистскими группировками, которые принимают «таблетки против оккупантов» и изображают на своей символике, как людям отрубают головы.

Или латвийские власти сознательно идут по этой дорожке, рассчитывая увидеть в Риге Майдан, а в Латгалии – Донбасс? Иначе как объяснить совместные учения земессаргов со «Стражами Отечества» и потворство депутатов Сейма ультраправым боевикам? Зачем латвийской политике Tēvijas sargi? Отражать военную агрессию России? Едва ли для сопротивления русским танкам сгодится вооружённая ножами и бейсбольными битами уличная банда численностью в 100–200 человек.

А вот для того, чтобы линчевать местное русскоязычное население («иммигрантов-оккупантов», в националистической терминологии) и посылать «поезда дружбы» в Резекне и Даугавпилс, Tēvijas sargi как раз подходят. Может, латышские национально озабоченные политики их для этого и готовят?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров