×
Политика Политика

Поляки требуют сатисфакции у Украины

Источник изображения: http://tn.clashot.com

Поляки решили вспомнить прошлое и взыскать с Украины компенсацию за имущество, потерянное в ходе Второй мировой войны. Речь идет о западных областях, которые входили в состав Польши до 1939 года, после чего отошли к УССР.

Польская организация «Реституция Кресов» объявила, что будет добиваться от Украины денежных выплат потомкам поляков, живших в Западной Украине. «Восточными Кресами», то есть границами в Польше традиционно именуют обширную территорию современных Украины, Белоруссии и Литвы, захваченную Польшей после революции 1917 года. После Второй мировой войны эти земли оказались в составе СССР.

Украинская часть «кресов» покрывает Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Волынскую и Ровенскую области. В ходе войны многие поляки были вынуждены бежать, покинув свои дома, в том числе, спасаясь от украинских националистов (тех самых, которых польские сенаторы месяц назад отказались осудить по предложению российских коллег, сославшись на неподходящий момент). Теперь организация со штабом в Люблине намеревается восстановить справедливость. По подсчетам «Реституции Кресов», на компенсацию вправе рассчитывать 120 тысяч человек, а размер желаемых выплат с Украины оценен в $ 5 млрд. Настроены поляки решительно. «Мы обращаемся с требованием к киевским властям быть просто последовательными. Если они декларируют свое движение по европейскому пути, то должны признать европейские стандарты. В том числе основное правовое положение, гласящее, что собственность свята, — заявил глава «Реституции Кресов» Конрада Ренкаса. — Вот на этом поле мы и хотели бы прижать к стенке киевские власти, чтобы те прямо сказали, чего они хотят. Получить блестящую обертку, а внутри остаться дикой страной, управляемой олигархами и бандеровцами, либо признать, что закон — это то, что отличает их разрушающееся государство от государств, уважающих закон».

Если Киев требования проигнорирует, поляки грозят судами, американскими и европейскими. Сказали — юристы уже работают над этим.

Хоть пока и неясен масштаб данной общественной организации, равно как и ее будущее, но modus operandi довольно органично вписывается в традицию Польши при помощи длинных исторических экскурсов требовать разного рода компенсаций со своих соседей. Заключая Рижский мирный договор, по результатам которого в 1921 году Польша и присоединила «кресы», поляки затребовали от большевиков не только контрибуцию или репарации, а ни много ни мало 30 миллионов золотых рублей — вклад Польши в хозяйственную жизнь царской России, начиная с 1772 года.

Отдельной вечной темой для исторических взысканий стала Катынь. Советская власть признала расстрел польских офицеров преступлением в 1990 году после работы совместной советско-польской исторической комиссии. Документы были переданы польской стороне, Россия начала рассекречивать архивы. Однако родственники погибших еще долго судились с Россией в Страсбурге, требуя «справедливую компенсацию». Официальная Варшава заняла по этому поводу двойственную позицию: польский посол в России Войцех Зайончковский заверил, что его страна не имеет официальных претензий к Москве, но будет всестороннее помогать собственным гражданам отсуживать у России деньги «за Катынь». Европейский суд по правам человека присуждать деньги полякам отказался. Россию лишь обязали компенсировать судебные издержки, по 5 тысяч евро на каждого из десяти истцов.

На этом история не закончилась. Требования Польши только возрастали. Если сначала у СССР просили признать сам факт расстрела (что было сделано), то затем Россию настойчиво просили признать это военным преступлением, потом — геноцидом. Потом — провести политическую реабилитацию всех жертв, а реабилитация имеет и финансовое наполнение.

В 2010 году, в краткий период сравнительного потепления русско-польских отношений после трагической гибели Леха Качиньского, Госдума специальным постановлением повторно осудила расстрел польских офицеров в Катынском лесу как преступление сталинского режима и советской власти. Лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский тут же потребовал от слов перейти к выплате денег. Польские депутаты Европарламента тоже согласились, что признания на хлеб не намажешь, и с энтузиазмом начали намекать на денежную компенсацию. «Это только шаг», — сказал председатель Европарламента Ежи Бузек о заявлении российских депутатов.

Когда попросить материальную сатисфакцию нельзя, Польша готова принять и моральную. Во время юбилея Варшавского восстания глава польского МИД Влодзимеж Цимошевич попросил Россию извиниться за недостаточную помощь польским бойцам, пока польский премьер Марек Белка предъявил аналогичные претензии британцам. Ни те, ни другие извиняться не стали. «Ежегодно в годовщину Варшавского восстания мы с сожалением вспоминаем, что Москва еще не дозрела до извинений за пассивность по отношению к погибающей Варшаве. Однако, если мы ожидаем от российских партнеров извинений, надо дать им этот шанс», — рассуждали через год в Gazeta Wyborcza. Соцопрос 2009 года показал, что 76% поляков не прочь услышать извинения Путина за польский поход РККА в 1939 году. Евродепутаты от Польши, опять-таки, восприняли эту новость позитивно и даже посетовали, что извинений от России добиться нереально.

Просьбы о сатисфакции от поляков стали своего рода мемом. «Не уверен, когда именно Польша начала требовать извинений ото всех и вся, но, похоже, с недавних пор это стало национальным наваждением. Полагаю, у них где-то имеется Министерство возмущения или хотя бы Департамент прощения, куда их можно отсылать, но я не могу найти ни одно, ни другое на сайте польского правительства, так что я не могу назвать вам точную дату», — едко пишет англоязычный колумнист Krakow Post.

Есть большие сомнения, что Украина пойдет навстречу «Реституции Кресов». Во-первых, экономика не в лучшем состоянии. Во-вторых, украинские чиновники сами не закончили подсчитывать круглую сумму, которую предъявят России за Крым. Поскольку потерянные земли «крессов» ныне находятся не только на Украине, но и в Белоруссии с Литвой, полякам можно посоветовать обратить внимание и на них, ведь идея обратиться к Украине родилась после подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

Если насчет Белоруссии можно сказать, что она «недостаточно евроинтегрирована», то Литва находится в Евросоюзе больше десяти лет. Следовательно, найти взаимопонимание легче. Тем более, что прибалтийская теория «трех оккупаций» чем-то схожа с горечью о трех разделах поляков.

Да и опыта подсчитывать и требовать с соседей компенсацию и извинения у Прибалтики в разы больше, правда, с тем же результатом. Министр иностранных дел Латвии в свое время попросил даже не клянчить слишком много.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров