×
Политика Политика

Зачем Литва героизирует пособников нацистов

Источник изображения: https://russian.rt.com

Литовские власти на протяжении последних двадцати лет проводят последовательную политику по героизации «лесных братьев», посмертно присуждая им высшие государственные награды, открывая им памятники и мемориальные доски, а также называя в их честь улицы и парки. Возмущение местной еврейской общины и прогрессивной общественности игнорируется. Общество глубоко расколото на тех, кто отвергает государственную идеологию по увековечиванию в камне и бронзе нацистских коллаборационистов, и тех, кто оправдывает своих соотечественников, которые убивали своих же граждан по идеологическим соображениям — за «свободу».

Все литовские президенты, начиная с Альгирдаса Бразаускаса, работали над формированием и внедрением в массы государственной идеологии героизации «лесных братьев». При этом их нисколько не смущал тот факт, что совершённые в ходе Второй мировой войны этими восхваляемыми лицами преступления против человечности были хорошо задокументированы, доказаны и не имеют срока давности.

Альгирдас БразаускасАльгирдас Бразаускас

В 1997 году Бразаускас посмертно наградил орденом Креста Витиса 1‑й степени руководителя «лесных братьев» Йонаса Норейку. В честь него была названа школа в Шяуляе, установлен памятный камень, а также мемориальная доска на фасаде библиотеки Академии наук в Вильнюсе.

Однако именно по приказу Норейки 22 августа 1941 года в Жагаре было основано еврейское гетто. Назначенный им бурмистр Йонишкиса А. Гедвилас выполнил его приказ переместить йонишкских евреев в Жагаре. Прибывшие в Йонишкис солдаты тут же расстреляли несколько сотен граждан Литвы — евреев.

Таким образом, «патриот» своей страны смог воплотить в жизнь собственные радикальные националистические идеи, о которых писал еще в изданной в 1933 году книге «Подними голову, литовец!», где призывал к борьбе с евреями, а также бойкоту их торговли.

В 1984 году немецкий журнал Der Spiegel назвал Норейку ответственным за убийство евреев из Плунге: «Большая часть литовцев, заключенных в Штуттгофе, раньше были офицерами, в их числе начальник отделения Бурагас, служивший референтом по делам евреев и распоряжавшийся в Вильнюсском гетто, а также начальник отделения Норейка, который организовал и осуществил массовое убийство жителей Плунге — евреев».

Следующий президент Литвы Валдас Адамкус в свою очередь в 1999 году посмертно наградил орденом Креста Витиса за заслуги в борьбе за независимость Литвы командовавшего в 1941 году отрядом «национальных партизан» в Молятской области ксендза Йонаса Жвиниса. Позднее в Особом архиве Литвы были обнаружены документы, свидетельствующие о его причастности к уничтожению 1200 евреев. Несмотря на это, в 2016 году в Молетае предпринималась попытка переименовать часть улицы Дарбо в честь ксендза Йонаса Жвиниса. Примечательно, что инициатором этого выступил мэр Молетского района Стасис Жвинис, который является дальним родственником ксендза. Но после разгоревшегося скандала чиновник предпочел уйти от дискуссии.

Тот же Адамкус в 2002 году посмертно присвоил звание полковника армии Литвы офицеру Второго литовского полицейского батальона Юозасу Крикштапонису, чья причастность к Холокосту и уничтожению белорусского населения ранее была полностью доказана. А в городе Укмярге ему поставили памятник на площади, названной в его честь.

Валдас АдамкусВалдас Адамкус
Всё это осуществлялось в русле государственной идеологии превращения «национальных партизан», избежавших Нюрнберга, в борцов за свободу, а также исходя из личных пристрастий президента.

Ведь сам Адамкус в конце Второй мировой войны служил адъютантом у майора Антанаса Импулявичюса, командовавшего Вторым полицейским батальоном и известного своей жестокостью и массовыми кровавыми расправами над евреями как в Литве, так и в Беларуси.

Его сменщица Даля Грибаускайте в героизации причастных к Холокосту литовских пособников нацистов превзошла обоих своих предшественников. Именно она добилась перезахоронения в 2012 году с воинскими почестями праха Юозаса Амбразявичюса — главы так называемого «временного правительства Литвы», созданного «национальными партизанами» в 1941 году. Этот вопиющий случай вызвал протест со стороны международных еврейских организаций, а также широкий общественный резонанс в самой Литве, так как Амбразявичюс не только был нацистским пособником, но и прямо причастен к уничтожению евреев Литвы.

Даля ГрибаускайтеДаля Грибаускайте

30 июня 1941 года «временное правительство Литвы» под руководством Амбразявичюса постановило создать в Каунасе специальный концлагерь для евреев. До нашего времени сохранился и опубликован подписанный Амбразявичюсом протокол заседания: «Кабинет министров постановил: “...одобрить учреждение еврейского концлагеря и поручить это г‑ну Швипу, вице-министру коммунального хозяйства, в контакте с полк. Бобялисом”». Место под концлагерь на территории Седьмого форта Каунаса было выбрано не случайно, так как ранее там уже имели место массовые убийства. Дело в том, что после отступления Красной армии город формально находился под контролем «Литовского фронта активистов», который развязал террор против собственных граждан, а также евреев.

При малейшем подозрении в сотрудничестве с советской властью задержанных жителей тут же расстреливали. Размах массовых убийств был таков, что немцы даже были вынуждены запретить расстрелы без их разрешения.

Созданный концлагерь стал первым «конвейером смерти» на оккупированной нацистами территории Советского Союза. К началу августа 1941 года в Седьмом форте было расстреляно около 5 тысяч человек, преимущественно евреев. Концлагерь стал особенным, так как был создан и контролировался не нацистами, а литовским «временным правительством» и массовые убийства в нём осуществляли литовские «национальные партизаны». Сегодня территория Седьмого форта приватизирована и используется для организации увеселительных мероприятий.

Вообще к расправам над евреями «Литовский фронт активистов» приступил в первый же день войны. Уже 27 июня в протоколе заседания «временного правительства Литвы» было зафиксировано сообщение министра коммунального хозяйства Витаутаса Ландсбергиса-Жямкальниса (отца Витаутаса Ландсбергиса) «о чрезвычайно жестоких издевательствах над евреями в Каунасе».

Первые итоги расправ над евреями были подведены немцами в донесении Полиции безопасности и Службы безопасности от 11 июля 1941 года: «После ухода Красной Армии население Каунаса в стихийном порыве убило около 2 500 евреев. Другое большое количество евреев было расстреляно полицейской вспомогательной службой (партизанами)… В Каунасе теперь в совокупности прикончено 7 800 евреев, частично в ходе погромов, частично путем расстрела литовскими командами». Уже 31 октября 1941 года бригаденфюрер СС Вальтер Шталеккер констатировал: «Общее число ликвидированных в Литве евреев составило 71 105 человек».

Всего за время немецкой оккупации литовскими пособниками были уничтожены более 200 тыс. евреев — почти вся местная община.

В сентябре 2000 года по инициативе председателя Сейма Литвы Витаутаса Ландсбергиса парламент чуть было не принял закон о признании «временного правительства» Амбразявичюса законным правительством Литвы, однако из-за широких протестов этот закон был отозван.

Именем еще одного «борца за свободу» названа одна из центральных аллей Вильнюса. Казис Шкирпа был премьером так называемого временного правительства Литвы в 1941 году, а также основателем организации «Литовский фронт активистов», которая развязала Холокост в Литве.

Проблема героизации литовских пособников нацистов далеко не рядовая. Почти в каждом литовском городе есть объекты, которые носят имена пособников нацистов.

Идеология обеления позорных страниц истории требует появления всё новых и новых «героев», на чей имидж «борцов за свободу» работает вся государственная машина. Все вышеупомянутые «выдающиеся» граждане Литвы были представлены к высоким наградам после заключения Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Сама же структура, которая отвечает за выявление литовских пособников Холокоста, никак не может с 2008 года опубликовать список литовцев, причастных к преступлениям против человечности (более 2 000 фамилий). А в отношении людей, которые занимались его составлением, литовскими властями была предпринята попытка преследования, что закончилось громким международным скандалом.

В 1998 году посол Литвы в Израиле пригласил израильского историка, директора Музея Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» (1972–1993 гг.) партизана Ицхака Арада принять участие в работе Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве.

По итогам восьми лет кропотливой работы Комиссия пришла к выводу о том, что «Холокост в Литве был организован в большей степени не нацистами, а самими литовцами».

За таким выводом сразу последовало расследование Генеральной прокуратуры Литвы в отношении самого Арада, который был обвинен в убийствах мирных жителей в период участия в партизанском отряде во время оккупации Литвы. В отношении его коллеги, руководителя Ассоциации евреев Литвы в Израиле адвоката Жозефа Меломеда, также бывшего партизана, который сформировал список из четырех тысяч литовцев, причастных к Холокосту, было возбуждено аналогичное делопроизводство.

В знак протеста израильский историк, лектор Иерусалимского университета Дов Левин вернул президенту Литвы Валдасу Адамкусу полученную в 1993 г. награду за героизм, проявленный в борьбе с нацистской угрозой. Как сказал Левин, «Литва — одна из немногих стран, где 93 процента евреев было убито, и прежде, чем первый немецкий солдат вступил в Литву, сами литовцы уже громили евреев, не только убивали, но грабили и зверски насиловали их. Военные и полиция — литовцы — помогали немцам». И только вмешательство Израиля положило конец преследованию литовскими властями тех, кто позволил себе усомниться в официальной версии: литовцы непричастны к Холокосту. Дела были закрыты.

В итоге в Литве ни один из литовских пособников нацистов, ответственных за массовые убийства собственных граждан и евреев, так и не предстал перед судом, а список причастных к Холокосту литовцев был сокращен вдвое и положен под сукно. Вместо этого процесс их героизации продолжается полным ходом, несмотря на резолюцию ООН «О борьбе с героизацией нацизма», а также постоянную критику Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью. На этом фоне власти до сих пор не воздвигли в Литве ни одного памятника литовским праведникам мира, которые спасали евреев от уничтожения литовскими пособниками нацистов. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров