×
Политика Политика

Литовская власть ссорится с германскими архивистами

Источник изображения: urm.lt

Вопрос о передаче Литве оригинала Акта о провозглашении независимости превратился в одну из центральных тем литовской политики. Федеральный архив Германии называет передачу документа Литве незаконной, но литовская дипломатия призывает не слушать архивистов и ведет переговоры о передаче акта с немецким правительством. Более важных тем для Литвы нет: только Акт независимости и «русская угроза».

Написанный от руки оригинал Акта о провозглашении независимой Литвы от 16 февраля 1918 года с подписями 20 сигнатаров в конце прошлого месяца обнаружил в Дипломатическом архиве Берлина профессор Университета имени Витовта Великого Людас Мажилис.

Людас МажилисЛюдас Мажилис

В Вильнюсе новость об обнаружении подлинного Акта независимости стала сенсацией и политическим событием. Руководство Литвы тут же выразило уверенность, что Германия немедля вернет литовцам эту историческую реликвию. Но не тут-то было.

Федеральный архив Германии назвал передачу ценного архивного документа Литве незаконной и наотрез отказался его отдавать.

«Вычленение документа из контекста и передача в дар иностранному государству создаст прецедент, который может поставить под угрозу устоявшиеся и признанные основы обращения с государственными документами далеко за пределами Германии», — заявил немецким СМИ президент Федерального архива в Кобленце и старший управляющий наследием центральногосударственной немецкой политики с 1945 года Михаэль Хольман.

По мнению главы федерального архивного ведомства, передача документа Литве была бы правильной идеей только в том случае, если бы речь шла действительно об Акте о независимости, который был раньше неправомерно вывезен в Германию. Однако в архиве хранится не сам акт, а его копия, сделанная в целях информирования. По его словам, этот документ надлежащим образом поступил в регистратуру МИД и логичным образом хранится в его архиве.

Власти Литвы на это заявили, что все Акты о провозглашении независимой Литвы, разосланные Верховной Тарибой, включая и документ, отправленный кайзеровской Германии, тоже оригиналы. Более того, этот оригинал будет «оригинальнее всех оригиналов», поскольку он был написан первым и от руки. Все другие оригиналы рядом с ним — копии. И Литва просто обязана заполучить эту священную реликвию.

Михаэль ХольманМихаэль Хольман

Но Федеральный архив Германии остался непреклонен: Михаэль Хольман заявил, что по обновленному закону о Федеральном архиве запрещается отдавать кому бы то ни было архивную собственность ФРГ. В качестве компромисса немецкие архивисты предложили одолжить документ Вильнюсу на год. «На мой взгляд, было возможно одолжить официально, например, на один год — на 100‑летнюю годовщину провозглашения независимости Литвы в 1918 году», — пошел на попятную Хольман, который тем не менее настаивает на том, что невозможно отдать акт Вильнюсу в вечное пользование: это «может стать прецедентом, могущим вызвать непредусмотренные последствия для общепризнанных основных принципов работы архивов и историков».

С литовской стороны последовала реакция с самого верха. Президент Литвы Даля Грибаускайте бескомпромиссно выразила надежду, что Берлин подарит документ Вильнюсу на столетие Литовской Республики.

Глава МИД Линас Линкявичюс высказался в том духе, что мы ведем переговоры по жизненно важному для нас вопросу напрямую с немецким правительством, а на архивных крыс плевать хотели.
Линас Линкявичюс
Линас Линкявичюс

«Очень слаженно и дружественно беседуем, нужно лишь немного терпения, и мы осуществим этот процесс. Я бы не предлагал делать никаких обобщающих выводов по поводу заявлений отдельных сотрудников архива. Эти заявления могут быть и важными, но это не мнение государства. Причин для беспокойства действительно нет», — заявил министр иностранных дел.

В высказываниях литовских лидеров уже проскальзывают слишком хорошо знакомые западным союзникам по призывам спасти литовцев от «надвигающейся российской агрессии» нотки политической истерики. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, прося у Берлина вернуть документ, ввернул оборот: «…чтобы мы больше никогда не потеряли его, как свою независимость». То есть литовская дипломатия доходит уже до «тяжелой артиллерии»: скоро в переговорах с немцами пойдут разговоры о «наследии оккупации» и обязательствах союзников по НАТО перед Литвой.

Нетрудно догадаться, чем закончится эта история: отдадут Литве в конце концов несчастный рукописный листок. Вильнюсу эта бумажка необходима настолько, что о ее передаче просят президент страны и глава правительства. А Ангеле Меркель она зачем? Поэтому, скорее всего, специально для Литвы придумают какую-нибудь правовую коллизию и к столетию подписания Акта о независимости торжественно этот акт преподнесут.

Казалось бы, тема яйца выеденного не стоит и говорить здесь не о чем. Однако резонанс, вызванный в Литве нахождением Акта о независимости, и реакция на эту новость превращают локальную историю в примечательный феномен, из анализа которого можно сделать несколько важных выводов о современной Литве.

Вывод первый: литовские политики так и не стали европейцами.

Демократия — это процедура, а Европейский союз — это правовые нормы, правила, институты. В Федеральном архиве Германии до официального Вильнюса пытаются донести элементарную вещь: в своих действиях они руководствуются международным и федеральным немецким законодательством, которое запрещает раздаривать архивные документы.

Литовская дипломатия устами министра иностранных дел в ответ на это заявляет, что это всё слова отдельных сотрудников архива, а не позиция государства. Премьер-министр заводит шарманку об исторических страданиях Литвы, то и дело терявшей свою независимость. Какие это европейцы? Им объясняют про закон, процедуры и правила архивного дела, а они в ответ утешают население, что смогут всё уладить с немецким правительством «по договорняку».

Саулюс СквернялисСаулюс Сквернялис

Прибалтийские политики и дипломаты неоднократно жаловались на российских историков: какие те плохие, не пускают их в архивы МИД и ФСБ. Доводы о том, что существуют правила, служебные инструкции и процедура получения допуска к архивным данным, ими презрительно отвергались: не пускают, чтобы скрыть от мира ужасы сталинского террора в «оккупированных странах Балтии». Теперь выясняется, что правила, служебные инструкции, процедуры и, в конце концов, законодательство в сфере архивного дела есть и в Германии. Реакция Прибалтики такая же — неадекватная. Тот же вопрос: разве так себя ведут европейцы?

Второй вывод следует из того, что сами литовские власти признали оригиналом номер один из всех Актов о провозглашении независимости Литвы тот документ, который сигнатары Верховной Тарибы выслали в Берлин. Не тот текст, который они оставили для потомков в Литве, а тот, который отправили кайзеру Вильгельму.

То есть руководство самой Литвы признаёт, что возникновение литовского государства произошло по воле не литовского народа, а кайзеровской Германии и стало результатом геополитической ситуации в Восточной Европе в последние месяцы Первой мировой войны.

Литва возникла как протекторат Германии, и подлинным ее основателем было немецкое военное командование, давшее отмашку Йонасу Басанавичюсу и другим энтузиастам литовского национального возрождения. «Отцы-основатели» из Верховной Тарибы признавали себя вассалами Германской империи, иначе зачем бы им отправлять главный оригинал Акта о независимости в Берлин?

Наконец, третий вывод, совсем уж печальный. Литва — стареющая и увядающая страна, которая живет воспоминаниями о далеком прошлом. У высшего политического руководства Литвы нет более важных задач, чем обсуждать судьбу архивной бумажки, без которой, видимо, литовская нация никогда не будет по-настоящему счастлива, а Литовское государство никогда не будет по-настоящему независимым.

Накануне Департамент статистики в очередной раз сообщил, что эмиграция из Литвы увеличилась. Мало того, что Литва является мировым рекордсменом по депопуляции и эмиграции, так еще и цифры эмиграции из Литвы растут год от года. Но у литовских политиков есть более важные проблемы. Это «русская угроза» и Федеральный архив Германии.

Много за последние месяцы Даля Грибаускайте говорила о тысячах и тысячах ежемесячно покидающих Литву людей? Об опустении и запустении страны? Ни разу. Зато судьба рукописного архивного документа целиком и полностью в центре внимания площади Дауканто. Тему обсуждают ведущие СМИ, о ней говорят первые лица страны.

Только народу Литвы почему-то оригинал Акта о провозглашении независимости не интересен. Вместо обсуждения вместе с политиками животрепещущей темы, отдаст ФРГ литовцам священную реликвию или не отдаст, литовцы почему-то один за другим выстраиваются в очередь на вылет.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров