×
Политика Политика

«Евросоюз сохранится, но его будущее не выглядит светлым»

Источник изображения: http://pribalt.info/

После успехов премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона на саммите ЕС всерьёз заговорили о поражении европейской бюрократии. Однако на самом деле Лондон выиграл не так много по сравнению с первоначальными требованиями. Насколько выполнимы договорённости премьер-министра Великобритании с другими государствами ЕС, что на самом деле получил Дэвид Кэмерон, а также реален ли выход Британии из ЕС, порталу RuBaltic.Ru рассказал советник фракции «Зелёные – Свободный европейский альянс» Европарламента Алексей ДИМИТРОВ:

– Господин Димитров, Дэвид Кэмерон на саммите ЕС всё же продавил свои требования, связанные с позицией Великобритании в Евросоюзе. Скажите, пожалуйста, как это может повлиять на дальнейшее положение Туманного Альбиона в ЕС?

– Я бы не был так категоричен и не утверждал, что он продавил всё, что он хотел. Его изначальные выступления насчёт того, чего он собирается добиться, были гораздо более амбициозными. То есть, по большому счёту, это был спектакль, сделанный для того, чтобы Кэмерон мог показать, что он действительно выбил какие-то уступки для Великобритании, и поэтому он может призывать избирателей голосовать на референдуме за то, чтобы Британия осталась в ЕС. Вообще некоторые из этих уступок являются достаточно декларативными, тогда как другие, хоть и зафиксированы документально, всего лишь направлены на подтверждение действий государств, которые и так были допустимы до этого. И лишь в немногих случаях условия Кэмерона, на которые согласился Евросоюз, будут означать что-то действительно новое. Поэтому утверждать, что он действительно добился радикальных успехов, я бы не стал.

Например, изначально Кэмерон предлагал убрать из договора Евросоюза фразу, что ЕС – это вечно развивающийся союз, в котором государства становятся всё ближе и ближе друг к другу. 

В то же время на саммите договорились о том, что когда будут пересматриваться основополагающие договоры Евросоюза, туда впишут, что у Великобритании есть особый статус и она не обязана во всех областях сближаться с остальными странами – членами ЕС.

Ещё один момент связан со свободным передвижением рабочей силы в ЕС. Кэмерон обещал, что будут введены очень серьёзные ограничения возможностей граждан других государств – членов ЕС работать в Великобритании. В результате это свелось лишь к тому, что никаких ограничений на свободное передвижение не будет и только в некоторых случаях могут быть введены ограничения на выплату социальных пособий, связанных с работой, и то лишь для тех, кто приедет в Великобританию после референдума. Так что здесь можно сказать, что у Кэмерона вышел «замах на рубль, а удар на копейку», и никаких глобальных изменений в положении Великобритании в ЕС, на мой взгляд, не будет.

– Вы говорили о возможном вводе ограничений на выплату пособий. Однако ведь этого Кэмерон добился, и с 2017 года на протяжении семи лет граждане других стран ЕС, работая в Великобритании, в течение четырёх лет не будут иметь прав на получение пособий?

– Это не совсем так. По сравнению с первоначальным предложением Кэмерона, была введена чёткая квалификация, к каким пособиям это будет относиться. Не ко всем социальным пособиям будет применима эта норма. Второе: чтобы это правило вступило в силу, Еврокомиссия должна предложить поправки к регламенту Евросоюза, а Совет ЕС и Европарламент должны с этим согласиться. Еврокомиссия уже выразила своё согласие с этим изменением, Совет тоже поддержал это, а вот Европарламент, который тоже имеет своё влияние как законодатель, никаких обещаний Кэмерону не давал. Так что вполне возможен такой вариант, что Еврокомиссия своё обещание выполняет и что-то предлагает, Совет с этим соглашается, а Европарламент имеет своё особое мнение и голосует за другой характер изменений.

Если же мы представим, что все обещания, данные Кэмерону, будут выполнены и Европарламент тоже с ними согласится, то ещё возникнет вопрос, нужно ли вводить эти правила в случае Британии. Ведь в той редакции соглашения, которую утвердили все страны Евросоюза, сказано, что государство, которое решается на невыплату пособий работающим гражданам других стран – членов ЕС, должно представить доказательства, что есть серьёзные проблемы на рынке труда. 

Еврокомиссия задекларировала, что в случае Великобритании они видят нужду в применении такого механизма, но будет ли эта оценка такой же и в дальнейшем, ещё вопрос. Не исключено, что Еврокомиссия может пересмотреть своё решение.

Кроме этого, даже если всё будет принято, это совсем не значит, что граждане других стран ЕС, работающие в Великобритании, на протяжении четырёх лет не будут ничего получать. В договорённостях сказано, что выплата пособий будет происходить, но постепенно. За первый год, да, человек, возможно, не получит ничего, но за второй, третий и четвёртый годы какой-то процент причитающегося ему пособия он получит, с каждым годом этот процент будет повышаться. Так, чтобы по истечении четырёх лет ему стали выплачиваться все пособия, на которые он имеет право согласно законодательству.

– Можете ли Вы сказать, как это повлияет на жизнь работающих в Великобритании граждан балтийских стран, а также тех, кто планирует поехать работать в эту страну?

– В жизни уже работающих в Великобритании граждан Латвии, Литвы, Эстонии и других стран – членов ЕС – при условии, что Британия останется в ЕС и все, от кого зависит принятие этих правил, с ними согласятся, – особо ничего не изменится. В то же время на жизнь тех, кто поедет туда уже после внедрения новой системы, будут влиять две вещи. Это ограничение на выплату пособий на протяжении семи лет с момента введения новой системы, а также система индексации детских пособий. Она заключается в том, что Еврокомиссия должна будет предложить поправки к одному регламенту такого характера: с момента её вступления в силу вновь приехавшим на работу в Великобританию и оставившим своих детей в других странах ЕС не будет полагаться выплата детских пособий в полном размере (с 2020 года индексация заработает для всех иностранных рабочих вне зависимости от года приезда). Эти пособия будут индексироваться с учётом уровня жизни в той стране ЕС, где остались дети, и уровня выплачивающихся там детских пособий. То есть если дети работающих в Британии родителей не будут жить с ними, а останутся, например, в Латвии, то, соответственно, пособия на детей будут меньше, и Еврокомиссия должна будет предложить какую-то систему расчётов.

– Да, как Вы сказали, всё это может быть – при условии, что Великобритания останется в ЕС; если же она выйдет из Евросоюза, всё будет по-другому. По последним данным, доля евроскептиков в Британии немного превышает долю еврооптимистов, и даже мэр Лондона Борис Джонсон заявил, что поддерживает выход страны из ЕС. В связи с этим, по Вашему мнению, какой результат ожидается на референдуме?

– Я всё же считаю, что Великобритания останется в ЕС. Эмпирическим путём доказано, что на референдуме большое значение всё же имеет вопрос сохранения статус-кво. Большинство людей, даже желающих каких-то изменений, предпочитают действовать по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». При большинстве голосов за выход перемены для многих граждан Великобритании могут оказаться очень существенны. 

Также думаю, что на достаточное количество избирателей окажет влияние эта борьба Кэмерона, которую он сможет преподнести как свою победу, и они проголосуют за то, чтобы Британия осталась в ЕС. 

Вследствие этого интересно посмотреть данные опросов, полученные после саммита и последовавших за этим заявлений Кэмерона.

– И тогда последний вопрос: сейчас Евросоюз находится на пороге перемен, и, на Ваш взгляд, какое будущее его ожидает, не решатся ли также и другие государства пойти по примеру Великобритании, инициировав референдум о своём выходе из него?

– Другие страны – члены ЕС не являются Великобританией, то есть они не имеют такой экономической мощи и не так «полезны» Евросоюзу. Вследствие этого на такой «шантаж» Брюсселя они не пойдут. Также, чтобы в других государствах был инициирован подобный референдум, к власти в них должны прийти евроскептически настроенные партии. В других государствах такие партии не представляют серьёзную силу и являются достаточно маргинальными. Даже если мы посмотрим на Национальный фронт Марин ле Пен во Франции, то увидим, что серьёзные политики отгораживаются от неё, да и для большинства французов, исходя из результатов выборов, её взгляды неприемлемы. 

Так что угрозы выхода каких-то стран из Евросоюза в ближайшее время я не вижу.

Однако нельзя сказать, что будущее ЕС представляется мне в светлых тонах. Сейчас его раздирают многие противоречия по вопросу беженцев или закрытия границ. И видно, что по многим вопросам принятые решения не находят поддержки всех стран – членов ЕС. Поэтому, на мой взгляд, здесь реально говорить не о том, что государства будут массово выходить из ЕС, а скорее о том, что они будут кооперироваться в небольшие блоки внутри Евросоюза и между собой договариваться о каких-либо правилах, которые не будут являться обязывающими для остальных блоков. Евросоюз, скорее всего, пойдёт по пути «Европы нескольких скоростей», о котором давно говорят. Формально большой союз 28 государств останется, но некоторые страны, преимущественно Западной Европы, будут кооперироваться более тесно, чем остальные. На мой взгляд, такое явление для многих стран может оказаться притягательным, учитывая, что у каждой страны есть свои соображения и интересы, которыми она не может поступиться.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров