Латвия административно разделена на 119 самоуправлений – 110 краёв и 9 городов республиканского подчинения, которые довольно сильно различаются между собой по условиям жизни. Один из показателей – это уровень доходов конкретного края или города, от которых зависит благосостояние населяющих его жителей. Так где в Латвии лучше всего жить, какие самоуправления более богатые, а какие, наоборот, преимущественно бедные?
Уровень жизни различных стран или территорий можно легко вычислить и сравнить по отношению внутреннего валового продукта (ВВП) к количеству жителей, но для более мелких территориальных единиц определение валового регионального продукта (ВРП) может составить некоторые трудности. В Латвии, например, ВРП вычисляют лишь на уровне шести статистических регионов: столицы страны Риги, прилегающей к ней территории, называемой Пририжьем, а также четырёх историко-культурных областей: Видземе, Земгале, Курземе и Латгалии. Однако сравнение крупных регионов даёт поверхностное представление об уровне жизни в Латвии: между входящими в один регион самоуправлениями различия бывают довольно существенными. Поэтому для того, чтобы понять, какие латвийские края являются более зажиточными, анализ нужно проводить на другом уровне.
К сожалению, по самоуправлениям ВРП не рассчитывается, однако это совершенно не означает, что его нельзя вычислить. Каждое самоуправление представляет отчёт, в котором указаны доходы бюджета, полученные преимущественно из подоходного налога с населения, а также налога на недвижимость. Данная сумма доходов показывает наиболее богатые края и города Латвии. На первом месте находится столица страны – Рига, налоговые поступления в бюджет которой составляют более 562 млн евро. На втором месте Юрмала – город-курорт, известный своими высокими ценами на недвижимость, однако из-за существенно меньшего количества жителей доходы этого самоуправления оказываются почти на порядок ниже – примерно 52 млн евро. Вообще в первой десятке оказываются семь городов республиканского подчинения (все, кроме Екабпилса и Резекне), а также три края – Кекавский, Марупский и Огрский, находящиеся вблизи от Риги.
На фоне остальных самоуправлений Латвии именно крупные города показывают стабильное развитие; туда и стремится большинство населения, желающее улучшить свой материальный достаток.
В то же время полученные данные не отображают уровень благосостояния жителей. Чтобы его найти, доходы самоуправлений необходимо разделить на количество населения, проживающего в них. Результаты, отображённые на карте, показывают, что наиболее бедные самоуправления находятся в Латгалии, тогда как наиболее богатые концентрируются вокруг Риги. Латвийская столица – наиболее экономически развитый и крупнейший промышленный центр, притягивающий к себе большое количество трудовых ресурсов. В Риге осуществляют деятельность 60% латвийских предприятий и работает более половины трудоспособного населения Латвии. Вследствие этого в ней зафиксирован наименьший уровень безработицы – в конце декабря прошлого года лишь 5% экономически активных жителей Риги в возрасте от 15 до 64 лет не имели работы.
Однако если работать многие латвийцы предпочитают в столице, то проживают они всё же за её пределами. Значительная часть населения Гаркалнского, Кекавского, Марупского и других пририжских самоуправлений каждый день ездит на работу в Ригу, а вечером возвращается домой. В то же время подоходный налог они платят по месту жительства, а не работы, тем самым увеличивая бюджет своего края. Поэтому вокруг столицы и появляются богатые самоуправления, жители которых имеют высокооплачиваемую работу в Риге, но живут в пригороде, где воздух чище, да и сама жизнь лучше. Похожая картина наблюдается и у второго латвийского города – Лиепаи. В Ницском самоуправлении, граничащем с ней, доходы бюджета края в пересчёте на одного жителя оказались выше, чем в близлежащем крупном городе. Не исключено, что зажиточные лиепайчане также решили перебраться жить в пригород ввиду лучшей экологии, меньшей криминогенности и других факторов.
В то же время в других крупных городах ситуация обратная. Именно в них уровень жизни населения существенно выше, чем в сельских регионах, граничащих с ними.
Наиболее зажиточными являются Вентспилс, Валмиера и Елгава, сильно выделяющиеся на фоне своих менее богатых соседей.
Несколько хуже ситуация в Екабпилсе, Резекне и Даугавпилсе, но всё равно среди окружающих их бедных самоуправлений эти города выглядят как оазисы в пустыне. Вообще доход многих сельских краёв Видземе, Земгале и Курземе при пересчёте на каждого жителя не превышает 500 евро, а самая печальная ситуация в Латгалии, где он не достигает и 400 евро.
Латгалия является регионом с наивысшим уровнем безработицы – 18,5% экономически активных жителей, проживающих там, на конец декабря 2015 года не имели работы. Также именно здесь наблюдается наибольший удельный вес долговременных безработных (52,3%). В Даугавпилсе и Резекне ситуация с безработицей немного лучше, однако по сравнению со многими другими городами республиканского подчинения они сильно отстают. Высокая безработица, низкие зарплаты и уровень жизни никогда не приведут к улучшению экономических показателей региона, а наоборот, будут всё глубже и глубже затягивать его в трясину бедности. Лишь за последние пять лет с 2010 по 2015 год Латгалия потеряла 10% жителей – больше, чем какая-либо другая территория Латвии. Что неудивительно, ведь если люди не могут найти работу в своём крае, то наиболее способные уедут, а оставшееся население постепенно вымрет.
Интересно, что Латгалия не всегда так сильно выделялась в худшую сторону. В 2010 году многие латгальские самоуправления не уступали по доходам бюджета в пересчёте на одного жителя некоторым курземским или видземским краям, а доходы бюджета Резекне были сопоставимы с бюджетом Лиепаи. Однако за последнее время ситуация радикально изменилась, и теперь именно латгальские самоуправления оказались значительно беднее, чем видземские или курземские.
Видимо, из-за того, что у руля многих самоуправлений Латгалии находятся «неправильные» мэры, возможно, что и дотации этому региону идут по принципу «сначала остальным, а если что-то останется, то Латгалии».
Так, например, в 2013 году из трёх фондов Евросоюза (ERAF, ESF, KF) она получила всего лишь чуть более 276 тыс. евро в расчёте на 1000 жителей, тогда как Видземе – 411,5 тыс. евро, а Курземе ещё больше – 523,4 тыс. евро на 1000 жителей.
К сожалению, такое отношение к Латгалии продолжается и сейчас. После утверждения бюджета на 2016 год всем 119 латвийским самоуправлениям полагается на 92 млн евро, или на 7%, больше средств, чем им предоставлялось в 2015 году. Во многих муниципалитетах доходы бюджетов вырастут в три раза, и только в Латгалии и в некоторых местах Курземе они останутся такими же, как и были. Тем самым Латгалия ещё сильнее начнёт отставать от остальных регионов, и отток населения из неё будет продолжаться. Такое развитие ситуации выгодно правящим политикам, ведь жители этого края не только на муниципальных выборах не голосуют за правительственные партии, но и на выборах в Сейм отдают предпочтение оппозиции. В свою очередь, если количество жителей в Латгалии уменьшится, то и голосов на выборах от региона будет меньше, да и возможно перераспределение мандатов в пользу других, «более правильных» территорий. Поэтому поддержку центра Латгалия не увидит ещё долго и так и будет оставаться «бедной родственницей» на фоне остальных регионов Латвии.