×
Политика Политика

Литовская политика санкций в отношении России дала очередной сбой

Источник изображения: ru.slovoidilo.ua

На днях министр сельского хозяйства России А. Ткачёв посетил Францию для участия в Ассамблее Всемирной организации здравоохранения животных. Событие, прямо скажем, неординарное, учитывая то, что российский министр находится в «чёрном списке» в связи с «ситуацией на Украине».

Решение властей Франции вопреки санкциям разрешить въезд на свою территорию рядовому российскому чиновнику говорит о многом. Если раньше исключения касались только высших должностных лиц российского государства, к примеру спикера Государственной думы РФ С. Нарышкина, который спустя месяц после ввода ЕС и США антироссийских санкций посетил парижскую штаб-квартиру ЮНЕСКО, то сегодня уже рядовые министры российского правительства посещают европейскую страну.

Дальше – больше. Российский член правительства не только встретился с недавно назначенной на должность генерального директора Всемирной организации здравоохранения животных М. Эллуа, но и провёл переговоры с литовским еврокомиссаром по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов В. Андрюкайтисом. В ходе переговоров, в частности, обсуждались возможные варианты решения проблем в области торговли некоторыми видами животноводческой продукции между РФ и ЕС.

Что это: признаки потепления между ЕС и Россией? Видимые сдвиги в европейской внешней политике на российском направлении в связи с осознанием ущербности санкций? И как расценивать такой формат общения накануне обсуждения в ЕС вопроса очередного продления санкций в отношении Москвы?

Очевидно, что речь идёт об определённых подвижках в российско-европейских двусторонних отношениях, так как трудно себе представить, чтобы еврокомиссар без согласования с Брюсселем, самовольно проводил бы переговоры, идущие вразрез с генеральной линией. В противном случае дни такого брюссельского чиновника были бы сочтены. Учитывая, что такие встречи с российской стороной стали регулярными, то налицо уже определённая закономерность. Значит, можно говорить о постепенном выравнивании российско-европейских отношений.

Всё это очень сильно раздражает Вильнюс, который не только больше всех ратовал за ввод антироссийских санкций, постоянно нагнетая градус антироссийской истерии при приближении очередных сроков их пересмотра, но и постоянно инициировал расширение европейского «чёрного списка», внося туда всё новые и новые фамилии.

Официальная позиция Брюсселя, проводником которой является литовский еврокомиссар, не раз вызывала бурю негативных эмоций в самой Литве. Глава государства Д. Грибаускайте неоднократно позволяла себе публичную критику в адрес европейских институтов, квалифицируя деятельность еврокомиссара как «попытку расколоть ЕС». Президент Литвы обвинила возглавляемый литовцем европейский директорат в подрывной деятельности в связи с «предложением России начать переговоры с отдельными странами Европы о поставках сельхозпродукции». Досталось и самому В. Андрюкайтису, «увиливаниям и манипуляциям которого нет оправдания».

На очередную истерику Д. Грибаускайте Брюссель ответил устами своего еврокомиссара, посоветовавшего президенту быть на стороне «баланса, а не на стороне поощрения кризисов».

Литва, как показывает практика, вообще крайне болезненно относится к любым инициативам Брюсселя, которые расходятся с внешнеполитическими представлениями Вильнюса относительно не только России, но и текущей европейской повестки. Чего стоит устроенный литовскими властями скандал в связи с деятельностью посла Евросоюза в Москве В. Ушацкаса, чья работа и усилия по сохранению рабочего канала в разгар кризиса между ЕС и РФ были поставлены под сомнение и названы «ошибочными и точно несвоевременными».

Стоит вспомнить и попытки первого лица Литвы своими заявлениями о «неприемлемости на этот пост прокремлёвского кандидата» оказывать давление накануне выборов в Брюсселе верховного комиссара по внешней политике и безопасности ЕС. Тогда под огонь президентской критики попала министр иностранных дел Италии Ф. Могерини, которая не удовлетворяла главным требованиям Литвы: «наличию опыта во внешней политике и нейтральности в отношении конфликтов».

Показательна и критика Д. Грибаускайте европейских институтов на фоне жесточайшего миграционного кризиса и сопряжённых с этим колоссальных немецких усилий по его урегулированию и сохранению устоев самого ЕС с призывом «закрыть ЕС в связи с неспособностью и неготовностью к таким вызовам». Получается, что литовский президент не верит в европейское единство и способность совместно преодолевать любые трудности, ставя под сомнение базовые европейские принципы?

Сегодня, похоже, очередным объектом нападок литовских властей вполне может стать ещё один представитель Европейской комиссии – еврокомиссар по энергетическим вопросам М. Шефчович, от которого Литва требует остановить реализацию международного энергетического проекта «Северный поток – 2», который, как принято считать в Литве, является геополитическим, а не экономическим, «так как раскалывает ЕС». Вряд ли литовские власти прислушаются к доводам европейского чиновника о том, что решение принято на самом верху, а от него – простого исполнителя – ничего не зависит, поэтому есть все шансы, что скоро и он угодит в лагерь «прокремлёвских кандидатов».

Таким образом, по логике Вильнюса, получается, что именно ЕС является основным препятствием на пути внедрения литовской дипломатией вечных санкций в отношении России, так как его подразделения поочерёдно занимаются подрывной деятельностью, то инициируя двусторонние переговоры с Москвой по выборочному снятию продуктовых санкций, то вовсе бездействуя перед лицом «новой неминуемой российской энергетической угрозы».

В дополнение ко всему сегодня Литва пытается использовать Европейскую комиссию в собственных геополитических интересах с целью срыва реализации проекта по строительству Белоруссией «небезопасной и не отвечающей международным требованиям АЭС». Вильнюс требует от Брюсселя организовать коллективную блокаду закупки белорусской электроэнергии, пытаясь таким образом лишить проект какой-либо экономической целесообразности, параллельно прорабатывая вопрос её отключения от литовского сегмента общей энергетической системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Что само по себе является преступной безответственностью, так как белорусская атомная электростанция не может работать без моментального резерва мощности в связи с суточными колебаниями потребления при постоянно огромной выработке энергии атомным реактором. Выход Литвы из общего энергетического кольца приведёт к дестабилизации всей системы, которая не сможет сыграть в нужный момент резервную роль при переизбытке белорусской АЭС, что может привести к реальной катастрофе.

В Брюсселе, похоже, начинают уставать от всей этой литовской скандальной хаотичности и назойливости, всё больше задаваясь вопросом, а в чьих интересах действует это периферийное государство? 

Возможно, желание брюссельских чиновников пересмотреть статус экономики Литвы, переместив её из «группы малоразвитых стран» (ВВП – 75% от среднего ВВП развитых стран ЕС) в «группу развивающихся стран ЕС» (75–90%), как раз и призвано урезонить беспокойного соседа (такой апгрейд грозит Литве уменьшением европейского финансирования на 14%.).

В качестве аргумента в Еврокомиссии приводят настойчивое стремление Литвы попасть в подконтрольную США международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) развитых стран. Раз Вильнюс претендует на такое членство, значит, экономика страны соответствует высоким экономическим стандартам. Зачем тогда европейские дотации? Вместе с тем Литва пока с большим трудом продолжает отбиваться от престижного статуса «страны с развивающейся экономикой». 

Сегодня Вильнюс в очередной раз в угоду политическим амбициям правящих элит накануне парламентских выборов рискует испортить отношения как с европейскими структурами, так и с соседями по региону. Насколько это оправданно, ведь восстанавливать доверие, как известно, куда сложнее, чем его подрывать?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров