×
Политика Политика

Американские исследователи расшатывают прибалтийскую государственность

Источник изображения: photoshelter.com

Американские исследователи призывают прибалтийских политиков пересмотреть свое отношение к русскоязычному меньшинству. Сменить кнут на пряник, палку на морковку: расширить их гражданские, политические, языковые права. Подобные меры повысят уровень лояльности нацменьшинств к странам своего проживания, делают банальные выводы заокеанские аналитики, не понимая при этом одного: в рамках действующей модели вернуть русским стран Балтии их попранные права концептуально невозможно. Выполнение американских рекомендаций требует демонтажа всей прибалтийской этнократической конструкции.

Русские Прибалтики остаются популярной темой для научно-художественных произведений заокеанских «фабрик мысли». В конце февраля американский стратегический центр RAND представил резонансный доклад «Гибридные военные действия в Балтии: угрозы и потенциальные ответы».

Еще одна сказка про плохую Россию. Путин ведет гибридную войну, Латвия, Эстония и Литва обеспокоены. Их фактор риска — значительные русскоязычные меньшинства, которые могут быть использованы Москвой для подрывной деятельности.

Всё стандартно, но любопытны рекомендации. Чтобы не отдать своих русских Кремлю, местные политфункционеры должны пойти на уступки, говорится в докладе. 

Расширить гражданские, политические, языковые права русского меньшинства, ну и правильные телеканалы создать, где можно будет про «путинскую агрессию» рассказывать. 

RAND отчитался. Теперь русские Прибалтики оказались предметом изысканий другого американского think tank — Исследовательского института внешней политики (Foreign Policy Research Institute, FPRI). Так, в работе «Национальность — это этничность: проблема эстонской политики гражданства» Дэвид Дж. Тримбах спешит обрадовать серопаспортников Эстонии, что «недавние политические сдвиги дают возможность для перемен».

Дэвид Дж. Тримбах Дэвид Дж. Тримбах 

Исследователь считает, что вхождение Центристской партии в правительство, а также избрание первой женщины-президента может способствовать пересмотру подхода к гражданству. «Несмотря на то, что [правящая] коалиция заявила, что политика не изменится, могут быть изменения», — с оптимизмом смотрит в будущее Тримбах.

Далее от исследователя FPRI и вовсе следует тирада, способная дать фору манифестам некогда существовавшей Русской партии Эстонии. «Русскоязычные не должны изображаться как угроза национальной безопасности. Большинство из них считает Эстонию своим домом, ее политическую и гражданскую жизнь — своей. […] Эстония должна предоставлять гражданство по праву рождения, разрешить двойное гражданство, ослаблять требование к натурализации… — пишет Тримбах. — Такие изменения приведут к большей политической и гражданской включенности, более широкому социальному равенству и интеграции, а также воспрепятствуют попыткам России повлиять на это (русскоязычное — прим. RuBaltic.Ru) население».

В общем, созвучно RAND. И хотя первые делают акцент на расширении языковых прав, тогда как Тримбах фокусируется на правах гражданских, суть американских рекомендаций одна: двигайтесь к равноправию. Дом, разделившийся сам в себе, не устоит; русских отнимет Путин.

Истина, очевидная до неприличия. Ее же на протяжении четверти века пытаются вбить в головы прибалтийских этнократов сами национальные меньшинства, обитающие с ними бок о бок, ежедневно доказывающие лояльность странам своего проживания. Тщетно.

Любые здравые доводы о необходимости расширения прав русскоязычных Латвии, Эстонии или Литвы упираются в достаточно прочную, хотя и малосимпатичную конструкцию прибалтийской государственности. Ее суть — принцип континуитета, представление о непрерывном существовании с 1918 года Латвийской, Литовской и Эстонской Республик, век которых просто был омрачен оккупацией, а точнее, тремя оккупациями: присоединением к СССР в 1940 году, входом в Прибалтику гитлеровских войск и основанием рейхскомиссариата «Остланд», вступлением сил Красной армии и окончательным закреплением этих стран за СССР.

«Человек, меняя имя и потеряв ногу, не теряет ни своей личности, ни своей правосубъектности», — предлагал доходчивую аналогию для объяснения сущности континуитета российский правовед-международник Станислав Черниченко. Но Прибалтийские республики оказались куда противоречивее сменившего свое имя одноногого человека. И «аксиома континуитета», и «доктрина оккупации» были возведены в догму. В Латвии и Литве попытка поставить такую догму под вопрос наказывается тюремным заключением. Как справедливо отметил в своей полемической статье «Оккупация versus Освобождение» профессор Таллинского университета Рейн Руутсоо, «исторический (ставший политическим — прим. RuBaltic.Ru) нарратив выполняет роль светской религии, а споры по вопросам веры, как известно, чреваты последствиями».

Станислав Черниченко

«Континуитет» и «оккупация» — это фундамент, «ветхий завет» этнократии в странах Балтии, сомнению он не подлежит. 

На его основе и строился дом прибалтийской государственности с институтом негражданства и гражданством «по праву крови» (jus sanguinis), с сакрализацией языка и приравниванием нацменьшинств к «оккупантам», с подменой demos понятием ethnos.

В рамках действующей модели вернуть русским стран Балтии их попранные права концептуально невозможно. Поэтому суть американских рекомендаций — демонтаж прибалтийской этнократической конструкции целиком.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров